Диагностика психического развития
ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - обследование человека в целях определения индивидуальных особенностей развития его психики: способностей, личностных черт, мотиваций, отклонений от психической «нормы» и т.д. Процедура диагностики психического развития состоит из двух этапов: 1) сбора психодиагностической информации; 2) постановки диагноза и формулировки рекомендаций. Существуют два способа получения психодиагностической информации: 1) при кратком более или менее разностороннем обследовании с применением ряда психодиагностических методик (тестов); 2) при длительном изучении человека в условиях учебно-воспитательного или лечебного учреждения. В свою очередь, краткое диагностическое исследование делится на два вида: а) психологическое тестирование, при котором достигается стандартность процедуры и даётся количественная оценка уровня психического развития; б) психодиагностическое комплексное обследование (клинический метод по Ж. Пиаже), при котором выдвигаются и проверяются психодиагностические гипотезы и даётся качественная характеристика психики человека. Диагностика психического развития включается в процесс психологической консультации и заканчивается выдачей психологических рекомендаций. Полученные данные используются для определения путей обучения (это особенно важно при диагностике психического развития детей с нарушениями развития), лечения (в психиатрии, психоневрологии, нейрохирургии), в целях профориентации и профотбора и т. п. В последние годы распространены комплексные тестовые батареи, дающие многомерную характеристику психического развития детей (например, шкала Бейли). Широко используются тесты уровня развития поступающих в школу. Результаты диагностики психического развития в определённой мере позволяют оценивать эффективность содержания и методов той или иной системы обучения и воспитания детей.
Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 176.