Позитивизм в социологии

ПОЗИТИВИЗМ В СОЦИОЛОГИИ - одно из наиболее распространенных направлений в мировой философии, возникшее в середине 19 века благодаря О. Конту и Г. Спенсеру, получившее широкое распространение в естествознании и ставшее методологической основой социологии при ее зарождении.

Позитивизм провозгласил себя научной философией, отказавшись от рассмотрения вопросов, не имеющих однозначного решения с помощью логико-эмпирических методов, например, о первичности бытия либо сознания. Две важнейшие функции научной философии с точки зрения позитивизма: 1) создание научной картины мира, основанной строго на научных знаниях и не нуждающейся в обращении к мистике, трансцендентному и т.п.; 2) обобщение методологии научного познания, новых методов, техники, процедуры, возникающих в отдельных дисциплинах.

Основатели позитивизма и социологии считали, что социальная жизнь может и должна быть улучшена, оптимизирована на основе познания и использования объективных социальных закономерностей, открытых методами науки.

В социологии позитивизм прошел несколько исторических этапов. Для раннего позитивизма времен Конта, Дж. Милля, Спенсера, школ «одного фактора» характерны такие черты, как натурализм, эволюционизм, органицизм. Значительной заслугой этого периода стало введение в обществознание практики эмпирических исследований как главного способа превращения гипотез в верифицированное социальное знание.

Неопозитивизм как новый этап развития позитивистской методологии в социологии формируется с начала 20 века. Первоначально он возникает в «Венском кружке» (эмпирическая социология О. Нейрата) и немецкой школе формальной социологии (концепция социаций Г. Зиммеля), затем активно развивается П. Лазарсфельдом, рядом американских социологов, в частности, Чикагской школой. На этом этапе на первый план выходят след. принципы:

1) субъективность социального актора должна исследоваться исключительно через анализ наблюдаемого поведения; 2) все используемые в анализе категории должны быть эмпирически операционализированы; 3) социология должна стремиться к квантификации характеристик изучаемых социальных явлений; 4) главная задача социологии — освободить социальное знание от ценностных, идеологизированных суждений.

Ряд историков социологии выделяет также постпозитивистский этап в социологии, датируя его появление 2-й половиной 20 века. Сюда часто включают столь разнородных теоретиков, как К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, Р. Арре. Главное отличие этого этапа видят в адаптации позитивизма к современным реалиям методологического дискурса в теории социологии. Делается это в основном за счет включения в позитивистский подход отдельных положений из иных методологических направлений, в частности, из герменевтики, экзистенциализма и др. При этом новыми ключевыми характеристиками данного этапа считаются: 1) приоритет теоретического уровня социального знания и декларирование его качественного своеобразия; 2) реабилитация метафизических допущений в социологическом исследовании, в т. ч. и их ценностного компонента.

В отечественной социологии первым позитивистом, вероятно, следует считать Г.Н. Вырубова, помогавшего Конту издавать в Париже «Журнал позитивной социологии». Большую роль в распространении позитивизма в социологии сыграли также М.М. Ковалевский и Е.В. Де Роберти. Одним из крупнейших представителей российского неопозитивизма был П.А. Сорокин. Уже в первой своей монографии «Преступление и кара, подвиг и награда» (1914) он предвосхитил появление бихевиоризма, опередив на треть века работы Б. Скиннера. Можно считать, что последующая эволюция его позиции, завершившаяся формулированием концепции интегрализма, привела Сорокина на позиции постпозитивизма.

В.П. Култыгин

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 338-339.

Литература:

Кон И.С. Позитивизм в социологии. Л., 1965;

Кукушкина Е.И. История русской социологии 19 — нач. 20 в. М., 1993;

История теор. социологии: В 4 т. М.; СПб., 1997—2000;

Култыгин В.П. Классическая социология. М., 2000;

Contemporary Sociological Theory / Ed. by С. Calhoun et al. Oxford, 2002.

Понятие: