Память социальная
ПАМЯТЬ СОЦИАЛЬНАЯ - совокупность социокультурных средств и институтов, осуществляющих отбор и преобразование актуальной социальной информации в информацию о прошлом (ретроспективную) в целях сохранения накопленного общественного опыта и передачи его от поколения к поколению. Понятие введено в 60—70-х гг. 20 века советскими исследователями Я.К. Ребане, В.А. Ребриным, Ю.А. Левадой и др. Ранее употреблялись близкие понятия: «коллективная память», «коллективный мозг», «историческая память», «память человечества», «память мира». Во всех случаях подчеркивалось: память «совокупного субъекта» обладает новыми качествами, несводимыми к простой сумме качеств, входящих в нее памятей индивидов (Б.Ф. Ломов).
Изучение памяти как продукта исторического развития психики человека имеет длительную традицию в отечественной психологической науке. Так, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев и др. обосновали положение о том, что общественно-исторические сдвиги не только вносят в психический мир человека новое содержание, но и переводят сознание, а значит, и процессы памяти на качественно иные уровни. Память социальная, отражая в общих чертах историю развития памяти индивидуальной (в онтогенезе и филогенезе), имеет собственные принципы организации и воспроизведения. В отличие от индивидуальной памяти память социальная всегда опосредствована памятью других людей знаковыми системами, орудиями и средствами труда, воспринимаемыми как знаки.
В истории развития памяти социальной человечества можно выделить несколько последующих этапов. По мере становления человеческого общества постепенно вырабатывался «общий фонд памяти» рода, племени, общины. Усиление единства памяти и системы внутреннего мира имело огромное значение в сплочении человеческих коллективов.
Древнейшая, дописьменная, форма памяти социальной складывалась непроизвольно и стихийно. Для нее характерно отсутствие осознанной цели запомнить, сохранить и воспроизвести ретроспективную информацию. Из поколения в поколение передавался только такой опыт, который человек получал в процессе прямого общения с другими членами общества.
После возникновения письменности, позволившей осознанно использовать искусственные знаки как орудия управления поведением человека (Выготский) и воспроизведения информации, репродуктивная память хотя и сохраняется, но перестает играть ведущую роль. Память социальная переходит во вторую, опосредствованную знаковыми системами реконструктивную форму.
Реконструктивная форма памяти социальной характеризуется целенаправленным использованием знаковых систем как основных средств для сохранения и восстановления прошлого опыта в идеологических, познавательных и дидактических целях. Реконструктивную форму памяти следует считать произвольной, т.е. такой, которая активно направлена на запоминание и восстановление важных с точки зрения данного общества и господствующих классовых фактов и явлений. Однако подлинного овладения своей собственной памятью общество достигло только тогда, когда перешло от стихийного накопления ретроспективной информации к сознательной ее концентрации в специально созданных для этого институтах-депозитариях. От архивов-библиотек древности, ведомственных архивов, кабинетов с раритетами и частных хранилищ был пройден путь к разветвленной сети общенациональных библиотек, архивов, музеев и др. Благодаря целенаправленному отбору и организации информации в учреждениях-депозитариях память социальная, а с ней и историческое сознание общества приобретали все большую хронологическую глубину и системную целостность. Все три исторические формы социальной памяти: репродуктивная, реконструктивная и конструктивная — сохраняются в современном общественном сознании, выполняя свойственные только им функции.
К основным носителям памяти социальной следует отнести: сознание живущих людей, т.е. память о социальных действиях самих участников событий; отчужденные от сознания, овеществленные источники знаковой информации и средства ее передачи, специально созданные для этой цели; вещественные объекты, которые вообще не были предназначены для передачи информации (орудия труда в широком смысле слова).
Социальным факторам, влияющим на увеличение объема, плотности и хронологической глубины памяти социальной (рост населения, увеличение продолжительности жизни, повышение уровня культуры, грамотности и т.д.), противостоят факторы, ведущие к ее разрушению. Следует различать стихийные, нежелательные процессы дезорганизации памяти социальной — «общественную амнезию» и осознанные действия, направленные на «забывание» малозначимой ретроспективной информации.
К факторам, ведущим к дезорганизации памяти социальной, следует отнести (кроме естественного старения носителей информации) их уничтожение в результате стихийных бедствий, войн, падения уровня культуры, идеологической борьбы в классовом обществе. В истории человечества известны случаи общественной амнезии, т.е. полного или частичного забвения культурно-исторического опыта, утраты навыков его воспроизведения. В результате войн или других катастроф, прерывавших социальную преемственность, целые народы исчезли с исторической арены. Общество, потерявшее память социальную, перестает ощущать себя субъектом истории, так же как отдельный человек, потерявший память, теряет свою личность, свое «Я».
Помимо сохранения и упорядочения информации о прошлом механизмы памяти социальной служат также ее воспроизведению, т.е. актуализации. В целях актуализации ретроспективная информация тем или иным способом извлекается из долговременной памяти, преобразуется и воспроизводится в текущем общественном сознании. Каждый такой акт (от непосредственного воспроизведения, предположим документа в публикации, предмета в экспозиции музея, трансляции «живых» мемуаров современников средствами массовой коммуникации, до сложнейшей аналитической переработки ретроспективной информации в научном исследовании) можно рассматривать как обращение к «воспоминаниям» о значительных для данного состояния общества исторических событиях. Механизмы памяти социальной обеспечивают участие ретроспективной информации в формировании «картины мира» современного человека. Они придают ей историческую перспективу и целостность. Все объекты, включаемые в память социальную, приобретают в результате упорядочения и описания потенциальную возможность быть актуализированными. Но фактическое их воспроизведение в новых исторических условиях детерминировано идеологией и нуждами текущей общественно-политической практики. В то же время можно обнаружить общие принципы актуализации ретроспективной информации, которые следуют как законам ассоциативных связей (принципы смежности, сходства и контраста текущей жизни общества с его прошлыми состояниями), так и принципам целостности воспроизводимых в общественном сознании образов прошлого.
Память социальная позволяет обществу осознавать свое место в истории человечества, обосновывать значимость собственной культуры и соотносить ее с подлинными ценностями других культур.
Б. С. Илизаров
Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 326-237.
Литература:
Левада Ю.А. Истор. сознание и науч. метод // Филос. проблемы истор. науки. М., 1969; Ребрин В.А. Метод, проблемы соц. обществ, сознания. Новосибирск, 1974; Ребане Я.К. Принцип соц. памяти // Филос. науки. 1977. № 5; Он же. Информация и соц. память: к проблеме соц. детерминации познания // Вопр. филос. 1982. № 8; Колеватов В.А. Соц. память и познание. М., 1984; Илизаров Б.С. Роль ретроспективной соц. информации в формировании обществ, сознания (в свете концепций о соц. памяти) // Вопр. филос. 1985. № 8.