Личность: метод исследования

ЛИЧНОСТЬ: ИССЛЕДОВАНИЕ: МЕТОД — совокупность способов и приемов изучения психологических проявлений личности.

По форме и условиям проведения различают методы: 1) экспериментальные и неэкспериментальные; 2) лабораторные и клиниеские; 3) прямые и косвенные; 4) исследовательские и обследовательские (психодиагностические).

Дифференциация методов исследования личности по содержанию определяется принципами интерпретации предмета психологии личности. В зависимости от доминирующего аспекта рассмотрения выделяют методы исследования личности: 1) как индивидуальности; 2) как субъекта социальной деятельности и системы межличностных отношений; 3) как идеальной представленности в других людях.

В соответствии с первым аспектом выделяются субъектная и объектная ориентации в построении методов. Субъектная ориен-тация представлена проективными (см. Тест проективный) и пси-хосемантическими методиками (см. Метод семантического дифференциала; Метод семантического радикала), направленными на характеристику основных образующих индивидуального сознания — смыслов и значений. Объектная ориентация, исходящая в основном из теории черт личности, представлена личностными опросниками, шкалами межличностного восприятия, приемами оценки 

развития интеллектуальных качеств и обучаемости индивида, совокупностью ряда приемов оценки психофизиологических пара-метров индивида.

Определенное единство субъектных и объектных исследовательских ориентаций достигается в рамках деятельностной трактовки личности, исходящей из взаимосвязи стабильного и динамического в сознании и деятельности: 1) генетические методы изучения формирующейся личности (см. Метод психогенетический)] 2) методы исследования установок и диспозиций личности, активности над-ситуативной, уровня притязаний и т. п.

В отечественной психологии показано, что данные, полученные при исследовании личности как индивидуальности, нельзя непосредственно перенести на характеристики личности как субъекта межличностных отношений: индивидуально-типическое выступает существенно по-разному в зависимости от уровня развития той общности, в которой интегрирована личность.

В соответствии со вторым аспектом используются социально-психологические методы исследования личности в группах: социометрия, референтометрия, приемы изучения ролевого поведения и пр.

В соответствии с третьим аспектом при построении и использовании методов исследования личность выступает как внутри, так и за пределами межиндивидуального взаимодействия (идеальная продолженность субъекта в других людях — персонализация) и пр. В рамках такой ориентации складывается особый принцип исследования личности: метод субъектности отраженной — анализ личности индивида через его представленность в сфере жизнедеятельности других людей, их мотиваций и т. п.

В психоанализе наряду с традиционными используются свои, собственные специфические методы, основные из которых: метод ассоциативный, метод анализа снов, метод анализа ошибок, методы социометрические, методы психоисторические.

Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред.  В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Роснов н/Д. Феникс, 2009, с. 242-243.

Понятие: