Типитака (Кузнецов, 2007)

ТИПИТАКА (пали), Трипигака (санскр. — букв.: три корзины) - свод буддийских канонических текстов, существовавший в различных вариантах, поскольку каждая буддийская школа стремилась создать свой канон; большинство их не сохранилось. До нашего времени дошли палийский канон, названный так потому, что был записан на языке пали на Цейлоне (современная Шри-Ланка) в I в. до н.э., принадлежавший школе тхеравада, и канон махаянских школ сарвастивады, махасангхиков и др., записанный на санскрите, но сохранившийся не полностью и только в китайских и тибетских переводах. «Три корзины» — это три части, называемые «Виная-питака», «Сугта-питака» (санскр. Сугра-питака) и «Абхидхамма-питака» (санскр. Абхидхарма-питака).

«Виная-питака» (от «виная» — устав) со-держит правила монашеской жизни (227 — для монахов и 332 — для монахинь) и составлена из трех текстов: «Сутта-вибханги» (толкование изречений самого Будды — сугг, сутр — о требованиях к монахам и наказаниях за содеянные проступки); «Кхандхаки», делящейся на «Махаваггу» из 10 глав и «Чулаваггу» из 12 глав и обсуждающей правила приема в сангху, монастырские церемонии, правила приема пищи, одежды, распределения подаяния и т.д.; «Паривары» систематизации правил по отдельным рубрикам. Этот раздел содержится только в Винае тхеравадинов.

«Сугта-питака» вмещает буддийскую доктрину в изложении самого Будды и его учеников; правда, Учитель цитируется не дословно, а в пересказе ближайшего ученика Ананды, поэтому использованный последним способ передачи, когда слова Просветленного предваряются формулой «так я слышал однажды», закрепляется текстуально. Вторая «корзина» является самой важной частью канона и объединяет тексты разных жанров: диалоги и проповеди, стихи, легенда, предания, описание путешествий Учителя и т.п. Ее разделы называются никая (собрание), а в северных школах хинаяны — агама (что то же самое), их 5: Дигха-никая, Маджхима-никая, Самъютга-никая, Ангутгара-никая и Кхуддака-никая.

Текст 3-й питаки появился после раскола буддизма, хотя формироваться начал еще до него. Предполагают, что каждая из ранних школ буддизма имела свою «Абхидхарма-питаку», но только тексты школ тхеравадинов и сарвастивадинов сохранились. 7 книг тхеравадинов образуют палийскую абхидхарму, а 7 книг сарвастивадинов — санскритскую абхидхарму. Последняя сохранилась только в китайских и тибетских переводах.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 589-590.