Теофания
ТЕОФАНИЯ (греч. Θεος - бог и φαινω - являть) — богоявление. В значении «праздник богоявления» это слово встречается у Геродота (История 1,51), где теофанией назван весенний греческий праздник в Дельфах. В современной религиозной лексике это понятие используется в его буквальном значении богоявления. В религиоведении термином «теофания» обозначаются факты религиозного опыта постижения откровения божества. Опыты теофании запечатлены в мифологии, представлены в ритуалах, описаны в автобиографиях, житиях и других текстах. Для религиозного сознания теофания исполнена глубокого смысла: в классических мифологиях теофания знаменует начало нового этапа истории (см., например, древнеиндийскую мифологему круговращения юг, Махабхарата, кн. III, гл. 186—189). В личном религиозном опыте она переживается как знак избранничества, как приобщение к священной истине и провозвестие нового состояния жизни (см., например, «Исповедь» Августина, кн. 8, гл. 12). Культурные модели теофании закреплены священными текстами.
См. также статью Иерофания.
Литература:
Элиаде М. Священное и мир-ское. М., 1994;
Otto R. Das Heilige. Gotha, 1926;
Parinder G. Avatats and Incarnation. L., 1970;
Wach J. Types of religions Experience. Chicago, 1951.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 587.