Ганимед (Б.Редис, 1993)

ГАНИМЕД. Троянский принц, упоминаемый у Гомера как сын царя Троса, похищенный Зевсом на Олимп, где стал виночерпием; по другой версии, его обменяли на несколько великолепных лошадей, или, в пост-гомеровском эпосе — на золотую виноградную лозу. На красно- фигурном кратере конца 5 в. до н. э. с одной стороны изображен бородатый Зевс со скипетром, а на другой — прекрасный Ганимед, держащий обруч и петуха — излюбленный подарок мальчикам-любовникам от мужчин. В поздней, более популярной версии легенды он был похищен орлом, посланным Зевсом, или Зевсом в образе орла, возжелавшим красивейшего из смертных. Таким образом Ганимед представлен на красивой расписанной терракоте 5 в. в Олимпии, и в римских копиях греческих статуй. Аристофан пародирует этот миф в своем «Мире», где герой уносится на небо на спине большого навозного жука. Платон использует его в «Федре», упоминая чувства Сократа к своим ученикам.

На всем протяжении средних веков Ганимед символизирует гомосексуализм, и «про» и «контра» двух типов любви обсуждается в легкомысленной латинской поэме «Спор между Еленой и Ганимедом». Только алле- гористы-неоплатоники Возрождения прочитали в мифе нечто более духовное и нашли в нем символ восхождения души к абсолюту, и даже нашлись теологи, сравнившие с Ганимедом возносящегося Христа. Аналогично Ганимед Гете возносится в эфирные объятия вселюбя- щего Отца. Но для художников он остается во плоти: так Челлини добавляет к античному торсу голову и конечности орла. Корреджо и Рубенс столь же чувственно интерпретировали миф. Только Рембрандт с характерной гуманностью написал его в когтях орла как испуганного сопротивляющегося ребенка. 

Кто есть кто в античном мире. Справочник. Древнегреческая и древнеримская классика. Мифология. История. Искусство. Политика. Философия. Составитель Бетти Редис. Перевод с английского Михаила Умнова. М., 1993, с.59-60.

Понятие: