Горизонт (Кузнецов, 2007)
ГОРИЗОНТ — термин-метафора, в феноменологии Гуссерля обозначающий существенное свойство всякого интенционального переживания (см. Интенциональность), а именно необходимо сопровождающее его предначертанное «поле» подразумеваемых переживаний. Хотя Г. и указывает на некие границы актуального опыта, он вместе с тем является бесконечно открытым, т.к. передвигается вместе с протеканием переживания, постоянно отсылая к новым потенциальностям сознания, принадлежащим самому этому переживанию. При помощи горизонтных структур осуществляется связность потока сознания. Конституируемый сознанием смысл (см. Конституирование) никогда не представлен в готовом виде и проясняется только в ходе истолкования Г.
В феноменологии Гуссерля речь идет о временных Г. (см. Структура времени феноменологическая), которые наделяются статусом исходных, и о Г. перцептуального поля. Восприятие любой вещи всегда происходит во внутреннем и внешнем Г. Внутренний Г. вещи — это круг подразумеваемых, но еще не раскрытых ее определений, круг «определимых неопределенностей». «Позади» внутреннего Г. разворачивается внешний Г. вещи, образуемый соприсутствием других вещей. Все частные Г. органически сливаются в единый тотальный Г., который мы именуем «миром».
В фундаментальной онтологии Хайдеггера речь идет прежде всего о «бытийном Г.», т.е. о предначертанном самой постановкой вопроса о бытии поле понимания и истолкования смысла бытия. Время в качестве трансцендентального Г. вопроса о бытии проявляется в ходе истолкования смысла бытия понимающего в своем бытии сущего (т.е. человеческого присутствия, Dasein) как временности. В свою очередь временность разъясняется как единство экстатичных горизонтных структур настающего, бывшести и настоящего. Горизонтное устройство временности оказывается, согласно Хайдеггеру, экзистенциально-временным условием возможности мира.
В герменевтике Гадамера понятие Г., существенным образом принадлежащее понятию герменевтической ситуации, означает поле зрения, охватывающее все, что может быть увидено из некоторой точки. Историческое понимание, т.е. понимание исторического предания, осуществляется в процессе слияния Г. настоящего с набрасываемым нами историческим Г. прошлого, который сам по себе не является статической и автономной структурой, а всегда уже участвует в качестве предания в формировании Г. настоящего и изменяется вместе ним. Гадамер употребляет понятие Г. в смысле, близком хайдеггеровскому, когда говорит о языке как Г. герменевтической онтологии.
Литература:
Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб., 1998;
Свасьян К.А.Феноменологическое познание. Пропедевтика и критика. Ереван, 1987;
Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997;
Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 118-119.