Теология диалектическая (Кузнецов, 2007)
ТЕОЛОГИЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ, теология кризиса — направление протестантской евангелической теологии, появившееся в качестве реакции на модернизм либеральной теологии, воплотившей веру в исторический прогресс и возможности социального познания. Теология диалектическая положила начало неоортодоксальной тенденции в теологии протестантской, провозгласив верность
основным принципам ортодоксального протестантизма, освобожденного при этом от формализма и догматизма. Теология диалектическая появилась в 20-е годы XX века в Германии и Швейцарии. Основные идеи направления разрабатывались в трудах К. Барта, Э. Бруннера, Р. Бультмана, Ф. Гогартена, П. Тиллиха и др. Теоретический журнал направления «Между временами» (1923-1933) был основан Г. Мерцем.
В 1919 г. была опубликована, а затем в 1922 г. существенно изменена и переиздана работа Карла Барта «Послание к римлянам». Написанная в виде комментариев к новозаветному «Посланию к римлянам» апостола Павла работа сыграла роль манифеста теологии диалектической, обозначив теоретическую платформу и проблематику направления. К. Барт осуществил синтез взглядов раннего экзистенциализма в духе С. Кьеркегора на отношения Бога и человека и традиционного протестантского подхода к пониманию природы человека. Осмысляя на этой основе существование личности в современном мире, теолог приходит к выводам о трагичности социально- исторической ситуации, воплощает в рели-гиозной форме идею кризиса западной ци-вилизации. Поскольку Бог есть «абсолютно иное» по отношению к миру, бытие в теологии диалектической парадоксально и непостижимо, так что любое суждение человека о бытии встречает негативный ответ Бога. Парадоксальность божественного волеизъявления в том, что божественная любовь сочетается с господством зла в мире, существованием социальных пороков, мировой войны. Диалек- тичность отношений добра и зла, греха и искупления, проклятия и благодати, гибели и спасения нельзя объяснить разумом, ее нужно принять. История как божий суд, проявление божьего гнева иррациональна. Единственным способом быть человеку собой в этом мире является вера и открытость Богу, причем вера не может основываться на разуме и объективном знании в силу непреодолимого разрыва между человеком и Богом. Бог как абсолютно трансцендентное начало доступен человеку лишь в откровении. Вершиной откровения стало пришествие Иисуса Христа и его учение, описанное в евангелиях. Подчеркивая тезис о полной противоположности божественного и земного, К. Барт назвал свое учение «теология кризиса», имея в виду значение греческого слова «кризис» — разрыв, разделение. Т.д. полагает тотальное отчуждение человека следствием утраты им Бога либо ложным пониманием Бога. Вера не может бьггь рациональной, поскольку разрыв между Богом и человеком непреодолим человеческими силами. Индивид открывает Бога в собственной душе и обнаруживает истинный смысл евангельского откровения только посредством благодати. Стремясь в отличие от рационалистического к лютеровскому пониманию отношений человека и Бога, К. Барт восстанавливает видение веры как личного диалога с Богом. Иррациональная диалектика отношений человека и Бога не оставляет возможностей человеческим силам и разуму, только благодать может дать человеку надежду.
Дальнейшая разработка идей Т.д. обнаружила теоретические разногласия среди сторонников направления. Постепенно выявились различные — либеральные и консервативные тенденции. В 30-е гг. Т.д. фактически перестает существовать как единое направление, а в 40—60-е гг. становится академическим явлением.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 578-579.