Теология (Кузнецов)
ТЕОЛОГИЯ (греч. θεολογία от θεός - бог, λόγος — слово, речь, рассказ (устный и писаный); история, историческое сочинение; положение, определение, учение; разум, разумное основание, причина, рассуждение, мнение, предположение, понятие, смысл), богословие (русская «калька» с греч.) — основанное на сакральных, принимаемых в качестве Откровения текстах и выраженное в дискурсивной форме учение о Боге, о его сущности и действиях, совокупность рассуждений и доказательств истинности вероучения, обоснование верности содержания и способов культовых действий, норм и правил жизни. Большинство исследователей полагают, что Т. в строгом смысле слова является достоянием теистических (см. Теизм) религий — иудаизма, христианства, ислама. Термин «Т.» появился до возникновения христианства, впервые встречается у Платона, который употреблял его в отношении не собственного философского учения о Боге, а в отношении философски интерпретированных мифов, а также народной молвы, сказаний о богах. Платон признавал ценность мифов для художественного воспитания детей, но требовал их «очищения» от непристойностей в интересах воспитания в соответствии с требованиями государственных законов. Со временем термин «Т.» стал прилагаться и к поэмам о богах, а творцов этих поэм — Гомера, Гесиода, Орфея — называли теологами. Так же нередко именовали и жрецов храмов, излагавших посетителям мифы. Но затем Аристотель называет термином «Т.» «первую философию», считая ее высшей теоретической наукой, которая занимается Неподвижным и Вечным, а также божественными и вечными причинами, лежащими в основе видимых вещей. Это учение о Боге — «первом движущем», которое само абсолютно неподвижно, о неподвижном перводвигателе, источнике и цели мирового бытия. Тем самым было намечено понимание Т. как науки о бытии как таковом и о первых началах и причинах всего сущего. Но и после этого термин «Т.» преимущественно относили к мифологическим речениям, говорениям о богах. Плутарх (ок. 45 — ок. 127) называл теологами служителей храма Аполлона в Дельфах, декламировавших мифы. Теологами называли и тех, кто обслуживал культ царей. Но уже стоики выделили три рода Т.: мифологическая — у поэтов, физическая — у философов, политическая — у законодателей и представителей официального культа. В качестве главной теологической задачи было выдвинуто аллегорическое толкование мифологии.
Имея в качестве главных философских предпосылок воззрения Платона, Аристотеля, неоплатоников, стоиков, христианство обратилось и к понятию Т. Термин был принят, но постепенно наполнялся новым содержанием (зачастую различным). Проблема состояла в том, как соединить аристотелевское понимание Т. в качестве «первой философии», метафизики, науки о бытии как таковом, о первых началах всего сущего, о неподвижном перводвигателе — Боге, науки, развертывающейся в форме рационального постижения объекта, с Откровением, которое не доступно разуму и должно приниматься с помощью веры. Ряд ранних христианских философов-апологетов доказывал, что христианство не противоречит античной философии, что такое соединение возможно. На это другой представитель апологетики Тертуллиан (ок. 160 — ок. 222) ответил своим знаменитым вопросом: «Какая же разница между Афинами и Иерусалимом, между академией и церковью?» И дискуссия по этому вопросу продолжалась в течение всей истории христианства. Древние учители церкви вначале считали Т. лишь само Откровение, Священное Писание — Слово о Боге и от Бога, а писателей текстов Ветхого и Нового Завета называли теологами. Так, считающийся автором 4-го Евангелия Иоанн, соединивший концепцию Бога-Слова (Логоса) с личностью Христа, именуется Богословом. Затем к Т. кроме Священного Писания, Откровения, данного человеку сверхрационально, стали относить рационалистические учения о христианских истинах, в том числе и рационалистический анализ самого Откровения. Постепенно складывается догматика, выдвигаются личности, ее обосновывающие. В XII—XIII вв. Т. стали понимать как систематическое учение о Боге и богопочитании. Прежние дискуссии послужили основанием выделения в эпоху схоластики «естественной теологии» — учения, доступного естественному человеческому разуму, и «богооткровенной теологии» — учения о сверхразумных истинах Откровения, непостижимых рациональными способами. Православное богословие, или Т., включает основное богословие или апологетику, догматическое, нравственное, сравнительное богословие, экзегетику, пастырское богословие, литургику, гомилетику, историю церкви. По мере развития богословия, со сменой стилей мышления менялся и характер теологизирования.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 577-578.