Депривация сенсорная (Рапацевич, 2006)
ДЕПРИВАЦИЯ СЕНСОРНАЯ - продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений, осуществляемое с экспериментальными целями. Её воздействие изучается путём погружения человека в воду в специальном оборудовании (сурдокамере, боксе и пр.). В условиях депривации сенсорной актуализируется потребность в ощущениях и аффективных переживаниях, что осознается в форме сенсорного и эмоционального голода. В ответ на недостаточность афферентации (притока внешних впечатлений) активизируются процессы воображения определённым образом воздействуя на память образную. Возникают яркие эйдетические представления, спроецированные вовне, которые оцениваются как защитные (компенсаторные) реакции. По мере увеличения времени пребывания в условиях депривации сенсорной на этапе неустойчивой психической деятельности появляется эмоциональная лабильность со сдвигом в сторону пониженного настроения - заторможенность, депрессия, апатия, которые на короткое время сменяются эйфорией, раздражительностью. Наблюдаются нарушения памяти, прямо зависимые от цикличности эмоциональных состояний. Нарушается ритм сна и бодрствования, развиваются гипнотические состояния с появлением гипнагогических представлений; в отличие от просоночных состояний, бывающих в обычных условиях, они затягиваются на относительно большое время, проецируются вовне и сопровождаются иллюзией непроизвольности. Чем жёстче условия депривации сенсорной, тем быстрее нарушаются процессы мышления, что проявляется в невозможности на чем- то сосредоточиться, последовательно обдумать проблемы. Отмечается снижение функции экстраполяции и продуктивности при выполнении несложных умственных действий. При увеличении времени воздействия депривации сенсорной эйдетические представления могут выйти из-под контроля актуального Я и проявляться в форме галлюцинаций. В генезе данного процесса четко прослеживаются астенизация (снижение тонуса) нервной системы и развитие гипнотических фаз в коре полушарий головного мозга.
Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 155.