Теодицея (Кузнецов)

ТЕОДИЦЕЯ (от греч. Θεός - бог, δίκη - справедливость) — оправдание Бога; религиозно-философские учения, пытающиеся соединить идею благого Бога с учением о несовершенстве мира и доказать божественную непричастность к мировому злу. В древности проблемам Т. большое внимание уделяли стоики и орфики, а первым критиком Т. выступил Эпикур, полагающий, что либо Бог хочет избавить мир от зла, но не может, либо может, но не хочет, либо и не хочет и не может (тогда это не Бог), либо и хочет, и может (тогда непонятно наличие зла в мире). В воззрениях Плотина Т. приобретает форму космодицеи — оправдания мира, доказывающей, что отдельные недостатки мироздания лишь увеличивают его совершенство в целом. Сам же термин «Т.» впервые был введен Лейбницем в одноименной работе (1710). Он рассматривал мир как «наилучший», избранный Богом, а существующее в нем зло (и физическое, и моральное) как необходимое, не созданное Богом, но допустимое им для того, чтобы подчеркнуть величие добра. Еще одним существенным вопросом в Т. Лейбница был вопрос об оправдании человеческой свободы как источника зла. Лейбниц решал этот вопрос, исходя из трех видов необходимости: метафизической, моральной и физической, две последние из которых сопряжены со случайным выбором и человеческой свободой. Большое внимание проблемам Т. уделяли русские философы B.C. Соловьев (в форме агатодицеи — оправдания добра), П. А. Флоренский, Н.А. Бердяев, концепция которого основывается на принципе свободы воли человека, подразумевающей возможность морального зла, по-рождающего зло физическое. В настоящее время в рамках Т. получили развитие антроподицея (оправдание человека), демодицея (оправдание народа), этнодицея (оправдание этноса, его духовной культуры).

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 577.

Понятие: