Тема художественная

ТЕМА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ - положенное в основу произведения искусства содержательное единство, изображение определенных сторон социально-исторической, духовно-этической жизни и их эстетическая оценка; однако предметная, более непосредственно представленная сторона является доминирующей в отличие от такого компонента художественного содержания, как художественная идея. Предметом изображения могут стать различные явления окружающего мира, природы, материальной культуры, социальной жизни, конкретно-исторические события, общечеловеческие духовные потребности и ценности (честь, бесчестие, любовь, материнство, жизнь и смерть и т.п.), фантастические существа (кентавры, демоны, лешие, кикиморы, мыслящие предметы и животные), мифологемы.

Носителем Т.х. могут быть характер (в портрете, повести и рассказе), конфликт (в драме), общественно-историческое движение, духовный поиск, преломленные в человеческой судьбе, в идее-страсти героя (в романе), лирическое переживание (в лирике), картины природы (в пейзаже), предметный мир (в натюрморте) и т.д. В музыке Т.х. приобретает гармонические, мелодические, ритмические выражения. В художественно-прозаической литературе тематическое единство пронизывает как взаимоотношения характеров, так и надперсональные связи. 

Понятие Т.х. в искусстве охватывает четыре группы значений, различаемых по характеру ее направленности. Тема объектная (условно направленная на объект отражения), культурно-типологическая (на традицию), художественно-конкретная (на целостный мир произведения), субъектная, или тема художника (на творца). Понятие объектной Т.х. отнесено к характеристике как реальных социокультурных истоков содержания, так и «вечных», общечеловеческих тем: человек и природа, свобода, смерть и бессмертие и т.п. Культурно-типологическая Т.х. означает содержательную предметность, ставшую художественной традицией мирового или национального искусства. Например, Т.х. Мадонны, блудного сына, распятия Христа, естественного человека, странника, праведника и пр. В живописи тематической традицией являются или становятся ею на время живописная развалина, кораблекрушение, охота, терраса, освещенная солнцем, купальщица, бродячие музыканты, бой быков, цирк, вакханалия и т.д.

Субъектная Т.х. — свойственный данному художнику строй чувств и нравственных проблем (преступление и наказание у Достоевского, столкновение рока и порыва к счастью у Чайковского и т.д.). Художественно-конкретная тема — относительно устойчивая предметность содержания произведения искусства, способная, однако, к внутреннему развитию; она слита с пластическим, музыкальным, графическим, монументальным, декоративным и т.п. формальным воплощением и проникнута определенным типом содержательно-эстетического отношения к действительности: трагического, комического, сентиментального и т.п.

Литература:

Жирмунский В.М. Избр. труды. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л, 1977;

Он же. Избр. труды. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. Л., 1979;

Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996;

Лотман Ю.М. Избр. статьи. В 3-х т. Т. 2, 3. Таллинн, 1992, 1993;

Волкова Е.В. Произведение искусства — предмет эстетического анализа. М., 1976.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 576-577.