Теизм (Кузнецов, 2007)

ТЕИЗМ (греч. Θεός — бог) — религиозное воззрение, содержание которого составляют понятия о Боге, обоснование его существования, представления о его отношении к миру и человеку. Термин введен английским философом Р. Кедвортом (1617—1688). Т. был призван отстаивать христианское учение о Боге, Божественное Откровение (принцип ревеляционизма) в эпоху Просвещения, когда были подвергнуты критике фундаментальные основы христианского мировоззрения. В дальнейшем своем развитии Т. продолжал выполнять «защитительную» функцию. Полагают, что Т., в строгом смысле слова, представлен в иудаизме, христианстве, исламе. Согласно Т., Бог — это вечный, всесовершенный, всезнающий, всеблагой и т.д. Дух, абсолютное Бытие и одновременно бесконечная Личность, духовно-личностная действительность. Бог трансцендентен миру, творит мир из ничего, находится вне его и в то же время постоянно проявляет активность внутри его (Промысел), часто находящую выражение в чуде. Бог един и единственен. С таким понятием о Боге сопряжено представление о человеке как единстве тела («плоти», «тленности»), души и духа («духовности», «нетленности»), человеке, имеющем потребность в единении с Богом, ищущем личностного контакта с ним (хотя самим человеком эта потребность может и не осознаваться). В отличие от политеизма Т. — монистическая концепция (см. Монотеизм). Согласно Т., Откровение, Бог, Его бытие могут быть постигнуты с помощью разума, вера в Бога может быть разумной. В то же время не отрицаются и другие способы религиозного познания (мистика, непосредственное созерцание сверхчувственного). Вне теологии, в ряде философских систем разрабатывался так называемый «спекулятивный теизм». Т. противостоит пантеизму, отрицающему трансцендентность и личностность Бога, в той или иной форме отождествляющему Бога и мир, природу, а также деизму, отвергающему личностность Бога, идеи провидения, Промысла и чуда, и панентеизму, стремящемуся объединить Т. и пантеизм с помощью идеи о пребывании в Боге нетождественного ему мира, и, наконец, атеизму, отрицающему бытие Бога.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 575.

Понятие: