Опрос социологический
ОПРОС СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ - 1. Метод сбора первичной социологической информации, предусматривающий обращение исследователя к определенной совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне обыденного сознания; регистрацию и обработку полученных ответов, а также их последующую интерпретацию в целях описания, анализа, объяснения, прогнозирования развития изучаемых процессов или явлений социальной жизни.
2. Опрос социологический — вид социологического исследования, основанный на использовании метода опроса, включая весь комплекс исследовательских процедур от постановки задачи до интерпретации результатов и отчета. Это, как правило, массовые опросы социологические общественного мнения, телефонные, уличные и др. разновидности, выделяемые по различным основаниям.
Понятие «опроса» употребляется в различных общественных науках и сферах социальной практики для обозначения многообразных приемов получения необходимой информации, носителем и источником которой является человек. Например, контрольный опрос учащихся на уроке, опрос свидетелей в судопроизводстве, информантов в этнографии и т.д. В каждой из этих сфер метод опроса имеет свои особенности, обусловленные предметом исследования, теоретическими основаниями и эмпирическим опытом каждой отдельной науки. В современной социологии метод опроса социологического используется во множестве организационно-методических разновидностей, которые классифицируются по различным основаниям.
По числу опрашиваемых различают массовые, групповые и индивидуальные опросы социологические. По условиям и формам общения социолога и респондента выделяют письменные и устные опросы социологические, по месту проведения — дома, на работе, по месту учебы, в целевых аудиториях (зрители в кинотеатре, пациенты в клинике, пассажиры в метро и т.д.), опросы на улице; по способу контакта с респондентом — очные (личные, непосредственные) и заочные (опосредованные), например, по телефону, по почте, интернет-опросы, публикация вопросника в газете, на радио или телевидении. По степени формализации процедуры общения и применяемого вопросника различают три типа опросов социологических: формализованные (направленные, директивные, жесткие), полуформализованные (с путеводителем, фокусированные), неформализованные (свободные, недирективные, мягкие, углубленные).
В эмпирических социологических исследованиях наиболее популярными являются формализованные варианты опроса социологического, используемые в выборочных массовых опросах. Они позволяют оперативно получать информацию по самым злободневным проблемам общественной жизни, они сравнительно экономичны, т. к. дают возможность по ответам небольшой части населения судить о состоянии поведения или сознания больших совокупностей людей (см. Выборка), они обеспечивают получение данных о различных сферах жизнедеятельности общества как на уровне региона, так и страны в целом.
По предметному содержанию наиболее популярны опросы о состоянии общественного мнения, о предпочтениях и поведении избирателей, потребителей товаров и услуг, об отношении к власти и отдельным управленческим решениям различного уровня.
О. М. Маслова
Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 312.
Литература:
Ноэль Э. Массовые опросы. М., 1978;
Методы сбора информации в социол. иссл-ях. Кн. 1—2. М., 1990;
Батыгин Г.С. Лекции по методологии социол. иссл-й. М., 1995;
Бутенко И.А. Орг-ция прикладного социол. иссл-я. М., 1998;
Девятко И.Ф. Методы социол. иссл-я. Екатеринбург, 1998; Кессельман Л. Уличный опрос в социол. иссл-и. Самара; СПб., 2000;
Ядов В.А. Стратегия социол. иссл-я. М., 2007.