Действие (Рапацевич, 2006)

ДЕЙСТВИЕ - элемент, единица деятельности, цель которой элементарна и не разложима на более простые; произвольная преднамеренная активность, направленная на достижение осознаваемой цели. Осуществление сколько-нибудь сложной деятельности требует выполнения ряда действий. Действие - относительно самостоятельные процессы, безразлично какие - внешние, практические, или внутренние, умственные. В отличие от собственно деятельности, действие не имеет самостоятельного мотива, а подчиняется мотиву той деятельности, содержание которой он образует. Относительная же самостоятельность действия выражается в том, что одно и то же действие может входить в состав разных деятельностей. Сохраняя при этом свою прямую цель, оно меняется лишь по своей мотивации и, соответственно, по своему смыслу для субъекта, а значит и по своей напряжённости, эмоциональной окраске и т.д. (А.Н. Леонтьев). Анализ практической и теоретической, познавательной деятельности показал, что психические процессы, принимающие участие в осуществлении таких видов деятельности, могут рассматриваться как особые действия: мнемические, интеллектуальные, перцептивные. При изучении поведения человека практически приходится иметь также дело с волевыми и импульсивными действиями (С. Л. Рубинштейн). Психологическое понятие «действие» следует отличать от его понимания в производственном смысле. В последнем случае действие - элемент операции. В психологии действие - единица деятельности, а операция - её часть или способ выполнения (В.В. Чебышева). Согласно А.Н. Леонтьеву, действие может превратиться в операцию, если неоднократно достигаемая цель, устойчиво связываясь со способом достижения, ввиду автоматизации действий перестает осознаваться и оказывается в структуре деятельности условием выполнения других действий (механизм сдвига цели на условие). Начав выполнять действия ради некоторых мотивов, субъект может потом выполнять действие ради него самого. Тогда происходит сдвиг мотива на цель, и действие становится самостоятельной деятельностью. Механизм образования осознаваемых мотивов-целей - один из механизмов формирования новых видов деятельности человека в онтогенезе.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 151.

Понятие: