Дезадаптация
ДЕЗАДАПТАЦИЯ (в психологии) - нарушение приспособительного поведения индивида в силу действия тех или иных внешних или внутренних причин - непосильных или несправедливых требований, чрезмерных нагрузок, трудностей и возникающего в ответ несогласия, сопротивления, самозащиты и т.д. Основу Д., как правило, составляет конфликт, а под его влиянием неадекватное реагирование на условия или требования среды в форме тех или иных отклонений в поведении.
У детей Д. развивается по-разному, в зависимости от индивидуально-психологических особенностей, психического состояния, состояния здоровья и степени социально-педагогической запущенности. Резко выраженные, спонтанные проявления Д. случаются довольно редко: спокойный, воспитанный ребёнок вдруг неожиданно резко, конфликтно реагирует на непосильные или несправедливые требования учителя или родителей. Чаще всего дезадаптивное поведение формируется постепенно как реакция на систематически, постоянно провоцирующие факторы, справиться с которыми ребёнок своими силами не может. Началом является дезориентация ребёнка: он теряется, не знает, как ему правильно поступить в данной ситуации, выполнить данное, непосильное для него, непонятное требование, и он либо никак не реагирует, либо реагирует первым попавшимся способом. Например, в ответ на грубость родителей или на их несправедливый, по его мнению, гнев по поводу плохой отметки или проступка ребёнок, не зная как поступить, теряется, обижается, плачет или замыкается в себе. Это состояние усложняется, если родители в одной и той же ситуации непостоянны в своих реакциях на учебные неуспехи (проступки) ребёнка: то не обращают внимания, то сурово наказывают. Ребёнок растерян, обеспокоен, т.е. психически дестабилизирован. Через некоторое время эта растерянность проходит и он успокаивается. Если же такие проявления родителей повторяются часто, ребёнок становится тревожным, озлобленным. При очередных неприятностях в школе он неохотно идёт домой, пытается скрывать свои неудачи и промахи (обманывает, заводит дневник-дубликат, делает вид, что ничего не произошло) или начинает открыто враждовать с родителями. Возникают стойкий внутренний (недовольство собой, своим положением) и внешний (между ребёнком и его родителями) конфликты, которые ведут к стойкому психологическому дискомфорту и, как результат такого состояния, к дезадаптивному поведению.
К сожалению, ответственность за такое поведение и его последствия несут обычно дети, хотя виновны взрослые. Эта несправедливость усугубляет конфликт и как его следствие - отклонения в поведении детей и подростков. Такое положение может привести к деструктивным формам поведения, вызывающим необратимые изменения в личности (правонарушения, преступления, пьянство и алкоголизм, наркомания, токсикомания, половая распущенность). Предупреждение охарактеризованных выше ситуаций - основной путь профилактики дезадаптивного поведения детей и подростков. Но нельзя назвать дезадаптивным поведением протест подростка против несправедливости, грубости, жестокости в школе, в семье. Когда он не согласен с навязываемыми ему формами поведения или с поведением окружающих, он возмущён. Это свойственно подростковому возрасту, процессу становления личности.
Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 150-151.