Двигательный навык
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК - освоенное до автоматизма умение решать тот или иной вид двигательной задачи, основанное на многоуровневой координационной структуре, сформировавшейся в процессе обучения, упражнения и тренировки. При обучении у субъекта создаётся концептуальная модель, содержащая знание о двигательной задаче, средствах и способах её решения и определяющая её смысл в сфере его деятельности. На этом же этапе формируется ситуативный образ, представляющий знания субъекта о конкретной ситуации реализации движения. На основе ситуативного образа и концептуальной модели у субъекта актуализируются (воспроизводятся из памяти) ресурсы внутренней моторики, созданные в предшествующей деятельности и имеющие отношение к данной двигательной задаче; происходит также предварительная настройка системы восприятия, повышающая его чувствительность к существенным элементам внешней среды и внутренним состояниям функциональных систем, обеспечивающих процесс реализации; формируется комплекс ожидаемых афферентаций, лежащих в основе последующей работы устройств сличения и программных коррекций. Постепенное заполнение моторной памяти отлаженными элементами двигательных программ создаёт предпосылку для автоматизации навыка. Автоматизация есть переключение регуляции ряда компонент осваиваемого движения на нижележащие уровни построения, т.е. переключение координационных коррекций двигательного акта на афферентации уровней, являющиеся наиболее адекватными для данных коррекций (Н.А. Бернштейн). Вслед за автоматизацией двигательного навыка идёт процесс тренировки. После этого наступает стандартизация навыка, когда в ряде его последующих реализаций последние ничем не отличаются друг от друга, т.е. принимают постоянную форму. Наконец, на заключительном этапе тренировки достигается стабилизация двигательного навыка, вырабатывается его устойчивость к влияниям.
Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 146-147.