Социобиология (Кузнецов)

СОЦИОБИОЛОГИЯ - направление исследований, синтезирующее естественнонаучное (популяционная генетика, этология, экология, эволюционная теория) и социогуманитарное (социология, социальная психология, антропология, этнография) знание для изучения биологических основ социального поведения живых существ, включая человека. Термин «С.» был введен в 40-х гг. XX в., однако начало С. как науки связывают с выходом в свет в 1975 г. книги «Социобиология — новый синтез» Эдварда Уилсона.

С. претендует на статус новой строгой науки о человеке, она разрабатывает пограничные проблемы областей знания для того, чтобы вскрыть законы, на основании которых животные интегрируются в сообщества, факторы, определяющие структуру и генезис социальных структур. Иначе говоря, С. пытается объяснить природу «социальности» на основе того адаптивного значения, которое она имеет в борьбе за существование. Социальное поведение трактуется в С. довольно широко, этим термином описываются все те формы, которые порождены существованием живых организмов в сообществах и направлены на их сохранение и процветание. С. поставила задачу установления биологических основ альтруистических, эгоистиче-ских, агрессивных (доминирование, территориальная агрессия и т.д.), сексуальных (ухаживание, выбор партнера, выращивание потомства) форм поведения.

Человеку, вобравшему в себя результаты эволюции тысяч поколений различных видов, приходится иметь дело со многими запрограммированными в нем биологическими предпосылками. Для более глубокого познания человека С. предлагала «реконструировать предшествующую эволюционную историю социальной организации», проследить сходные черты в поведении человека и других животных. Применительно к человеку С. стремилась максимально полно описать природно-биологические основы жизнедеятельности человека для того, чтобы выяснить, как человек адаптирован к современной культуре, определить присущие и неустранимые культурой следы эволюционного формирования вида, решить проблему взаимосвязи природного и социального в человеке (в частности, установить контроль над генетической основой социального поведения человека). Вопрос о качественном отличии форм человеческого общественного поведения у социобиологов остался в тени. Здесь явно видно, что интерес естествоиспытателя постоянно довлеет в обсуждении проблем, выходящих за пределы предмета естествознания.

Социобиологи стремились найти тот субстрат, который соединил бы два потока информации: генетический и культурный. Новым было выделение единицы культурной эволюции и признание зависимости культуры от генетической детерминации. Социобиологи ввели понятие «генно-культурная коэволюция» — процесс взаимодействия культуры и природы, в котором культура порождена и оформлена биологическими императивами, а биологические черты изменяются генетическим путем под влиянием культуры. Теория генно-культурной коэволюции носит довольно отвлеченный и спекулятивный характер. Однако это не довод против С. как оригинальной попытки объяснить происхождение социальных характеристик человека. Вопрос о возможности перехода от биологии к социологии давал возможности отвечать, например, на следующие вопросы: как происходит трансформация эгоизма в альтруизм сообщества, как возникает коллективная адаптация, может ли альтруизм бьггь предпосылкой нравственности.

Для С. нередко характерна антропоморфизация исследуемых явлений (прямое при-менение понятий социологии для описания и объяснения биологических феноменов) или их биологизация (использование биологической терминологии для описания и объяснения фактов социальной действи-тельности, включение человека и общества в сферу действия биологических закономер-ностей и т.д.).

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 539.

Tags: