Эсхатология (Кириленко, Шевцов, 2010)

ЭСХАТОЛОГИЯ (греч. eschatos - последний, logos — учение) — учение о конце мира и завершении человеческого существования. Э. — это учение о будущем мира и человека, которое возможно только на пути полного разрушения и исчезновения предыдущего несовершенного бытия. Является неотъемлемой частью религиозных представлений. Философская 3. является во многом рационализацией религиозных эсхатологических образов.

Для религиозной Э. характерны образы Нирваны (буддизм), «конца» и «будущего века» (иудаизм), «Страшного Суда» и «Воскресения» (христианство), «Суда» и Конца мира» (ислам). В христианстве после Первого Пришествия Христа-Искупителя история уже фактически закончилась; во Второе Пришествие Христа-Судии «со славою» история окончательно приходит к концу, после которого будет «новое небо и новая земля».

Эсхатологические идеи получили развитие в европейской философии во многом благодаря «целевой» установке европейского мышления, рассматривающего всё существующее по аналогии с человеческой деятельностью: как находящееся в движении, имеющем начало, направление развития и его конец с последующей оценкой результатов. Основные философские проблемы, решаемые с помощью эсхатологических мыслеобразов: проблема сущности и смысла истории, сущности человека и возможностей его совершенствования, свободы и необходимости, возможности и действительности, ряд этических проблем (проблема счастья, добра и зла, смысла жизни).

Философия истории неотделима от эсхатологических мотивов. Их можно обнаружить прежде всего в концепциях линейного, поступательного развития истории (торжество «Града Небесного» Августина, конец человеческой предыстории, сгорающей в огне революционного пожара в марксизме). Эсхатологические сюжеты присутствуют и в концепциях технологического детерминизма, где «конец истории» — это разрушение старых ценностей и одновременно — установление эпохи всеобщего благоденствия, полного овладения природными силами. Но одновременно наступает конец движения человеческого духа, погружения человека в призрачный мир желаемого, мир симулякров. Циклические концепции истории также предполагают конец истории как гибель самобытной культуры и зарождение новой культуры (Данилевский, Шпенглер, Тойнби).

Эсхатологические идеи характерны для религиозно-философских построений, рассматривающих конец истории как конец опыта неудач, конец иллюзий человеческого всемогущества. Крушение мира объективированных человеческих притязаний одновременно является вхождением человека в область слияния материального и духовного, земного и божественного (С. Франк, Н. Бердяев). Учение о конечных судьбах мира, как правило, связано с особым пониманием судьбы человека. Конец земной жизни означает конец отчужденного бытия, конец ограниченного, смертного, неполного человеческого существования, означает преодоление пропасти между душой и телом. Э. в XX в. находит свое место в литературных утопиях. Эсхатологические мотивы сильны в современном экологическом сознании.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 465-466.

Понятие: