Эстетическое (Кириленко, Шевцов, 2010)
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ (греч. aisthetikos — чувственно воспринимаемый) — отношение человека к миру, в котором в концентрированном виде заключена сущность человека как свободного и сознательного существа.
Особенности эстетического отношения к миру проявляются в его эмоциональной наполненности, в особом чувстве удовольствия, «бескорыстности» эстетические переживания. Однако это лишь внешние особенности эстетического отношения к миру. И. Кант рассматривал эстетическое как «целесообразность без цели». Всё окружающее в эстетическом отношении оказывается причастным человеку как деятельному, целеполагающему существу, но конкретный, практически ограниченный, имеющий определенные цели человек в эстетическом отношении как бы «не присутствует». Всё вокруг наполнено смыслом, всё имеет отношение к человеку, но конкретный, «конечный смысл» скрыт, всё в эстетическом отношении, по словам Ф. Шиллера, лишь «обещание радости». В эстетическом отношении человек переживает свои собственные «родовые» возможности, переживает человечность как свободное, осмысленное, творческое бытие, переживает себя в «горизонте возможного».
Эстетическая ориентация предполагает переживание мира в его целостности, организованности, бесконечном многообразии как предпосылку универсального развертывания человеческих способностей, как сферу приложения его творческих усилий. Эстетическое мироощущение воплощает потребность человека «остаться собой» и «быть всем», потребность стать универсальным существом, проникнуть в законы звездного неба и в глубины собственной души. Эстетическое отношение к миру — это освоение мира в его смысловой перспективе. Человек относится, к миру не как к объекту познавательного, производственного, социально-преобразующего воздействия: мир уже не вращается вокруг моего эгоистического «Я». Происходит децентрация мира, человек начинает чувствовать «душу» вещей, обретает способность к пониманию другого. Эстетическое отношение к миру не является рациональной конструкцией, оно легко «подключается» к различным духовным образованиям (и эксплуатируется ими) — к утопическому сознанию, мифу, идеологии.
Основные эстетические ценности — прекрасное, возвышенное, трагическое — становятся основой эстетической оценки окружающего. Тем самым, будучи осознанными, эстетические ценности начинают выполнять функцию исходных принципов эстетического отношения к действительности — становятся эстетическими. категориями. Эти категории (как и категории этики) ведут «двойное» существование. Они являются теми «очками», сквозь которые субъект эстетического отношения смотрит на мир, переживает его, оценивает; одновременно эстетические категории прекрасного, безобразного, возвышенного, низменного, трагического, комического являются объектом исследования особой науки — эстетики.
Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 465.