Конструктивизм (Шапарь, 2009)
КОНСТРУКТИВИЗМ (лат. constructio — составление, построение) — основоположник его швейцарский психолог Ж. Пиаже. В результате исследований по формированию мышления и речи он пришел к выводу, что когнитивное развитие — это результат постепенного процесса, состоящего из последовательных стадий. Пытаясь понять действительность, ребенок постоянно сталкивается с новыми проблемами, разрушающими уже сложившиеся представления. Фактор, побуждающий искать его новые ответы на эти проблемы, — внутренний процесс «уравновешения». Так ребенок шаг за шагом преодолевает ступени познания, подступая ко все более сложным областям.
Это продвижение определяется совместным воздействием созревания нервной системы, опыта обращения с различными предметами и таких факторов, как язык и воспитание.
Наследуется и потому присуще всем только функционирование интеллекта. Поэтому все дети проходят различные стадии в одном и том же порядке, хотя некоторые проходят через все стадии, а у других развитие тормозится или блокируется на каком-то этапе из-за недостатка неких необходимых факторов.
Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред. В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Роснов н/Д. Феникс, 2009, с. 210.