Коллективообразование
КОЛЛЕКТИВООБРАЗОВАНИЕ — стадия группообразования, означающая переход группы в ходе совместной социально ценной деятельности от низкого к более высокому уровню развития, в конечном итоге — к коллективу. При этом процессы К. сопровождаются рядом социально-психологических феноменов: 1) повышением сплоченности и единства коллектива; 2) формированием коллективистских норм поведения и взаимоотношений; 3) проявлением коллективистской идентификации и коллективистского самоопределения и др.
Показано, что причина активизирующего влияния группы на ее членов в условиях коллективообразующей деятельности заключается в «движении мотива» от одного субъекта к друг ому. В процессе взаимодействия или общения один субъект как бы транслирует свою активность другому, возбуждая его встречную активность, при этом второй может преобразовать смысловой или эмоционально-оценочный аспект воспринятого мотива и транслировать его третьему субъекту (или возвратить первому, если это диалог). Идея движения мотива позволяет понять механизм усвоения индивидом социокультурного опыта — механизм интериоризации-экстериоризации. Если при обучении созданы условия для движения мотива, то К. и усвоение социального опыта происходят максимально эффективно.
Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред. В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Роснов н/Д. Феникс, 2009, с. 200.