Коллектив (Шапарь, 2009)

КОЛЛЕКТИВ (лат. collectivus — собирательный) — группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе совместной деятельности высокого уровня развития. В К. формируется особый тип межличностных отношений, для которых характерны: 1) высокая сплоченность; 2) коллективистское самоопределение — в противовес конформности или нонконформности, проявляющихся в группах низкого уровня развития; 3) коллективистская идентификация; 4) социально ценный характер мотивации межличностных выборов; 5) высокая референтность членов К. по отношению друг к другу; 6) объективность в возложении и принятии ответственности за результаты совместной деятельности. Подобные отношения способствуют воспитанию коллективистских качеств, создают условия для всестороннего и гармоничного развития каждого члена К., способствуют появлению коллективизма как особого качества развития группы.

В К. проявляется ряд социально-психологических закономерностей, качественно отличающихся от закономерностей в группах низкого уровня развития. Так, с увеличением К.: 1) не уменьшается вклад, вносимый его членами; 2) не снижается уровень действенной групповой эмоциональной идентификации; 3) не ослабевает мотивация совместной деятельности; 4) отсутствуют резкие противоречия между индивидуальными и групповыми интересами; 5) имеется положительная связь между эффективностью совместной деятельности и благоприятным психологическим климатом; 6) создаются наилучшие возможности для процессов интеграции и персонализации. В случайных общностях вероятность оказания помощи пострадавшему уменьшается с увеличением числа очевидцев, но в К. этот эффект отсутствует.

Групповые процессы в К. иерархизированы и образуют многоуровневую (стратометрическую) структуру, ядром которой является совместная деятельность, обусловленная социально значимыми целями:

1) первый уровень (страта) структуры К. образуют отношения его членов к содержанию и ценностям коллективной деятельности, обеспечивающие его сплоченность;

2) второй уровень — межличностные отношения, опосредованные деятельностью совместной;

3) третий уровень — межличностные отношения, опосредованные ценностными ориентациями, не связанными с совместной деятельностью.

Закономерности, действующие на этом уровне структуры К., не проявляются на втором, и наоборот; поэтому оценки, относящиеся, например, к фактам, полученным в пределах третьего уровня, не могут переноситься на характеристику второго уровня и К. в целом. Это ориентирует психолога, диагностирующего развитость К., на обращение к параметрам, выявляющим сущностные, а не случайные, поверхностные качества.

Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред.  В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Роснов н/Д. Феникс, 2009, с. 197-198.

Понятие: