Эмпирическое и теоретическое (Кириленко, Шевцов, 2010)
ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ — уровни научного познания. На эмпирическом уровне познания объект фиксируется со стороны его внешних проявлений; суть Э. знания в том, что оно является результатом непосредственного контакта с изучаемым объектом. Э. знание как бы «скользит» по поверхности явлений, слабо вписано в общую картину мира. Основное содержание этого вида знания получено из опыта, хотя оно представлено в рациональной форме. Ведущей логической формой выражения Э. знания является суждение, констатирующее факт, или система суждений, описывающих явление. Основные методы получения Э. знания — наблюдение и эксперимент; основная функция такого знания — описание данных.
Т. познание обращается к существенным закономерностям исследуемого объекта. Завершением научно-теоретического познания является создание теории. Рациональное в данном случае есть не просто внешняя форма фиксации результатов опыта, но основание и средство получения знания. Т. положения фиксируют, как правило, изменения особой научной реальности, а не самой действительности в ее непосредственности. Эта реальность предполагает наличие «идеализированных» объектов, которые создаются Т. мышлением ученых и в чистом виде в действительности не существуют. Они возникают в результате абстрагирования, отвлечения от ряда несущественных для изучаемого «среза» действительности свойств. На Т. уровне пользуются такими методами, как моделирование, системный подход, гипотетико-дедуктивный метод и т.п. Основные функции знания на этом уровне — объяснение и предсказание.
Данные уровни познания не всегда проявляются достаточно явственно в конкретных науках. Сложно говорить об Э. уровне математических знаний; вызывает споры наличие Т. уровня внутри исторического знания. Особенно сложный вопрос — статус философского знания.
Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 457-458.