Эмпиризм (Кириленко, Шевцов, 2010)

ЭМПИРИЗМ (лат. empeiria — опыт) — гносеологическая и методологическая установка, полагающая чувственный опыт в качестве основного источника и содержания знания. Э. также предполагает практическое использование результатов научного исследования; центральная категория Э. — «опыт», содержание которой подразумевает не только знание, но и умение, процесс применения знаний, «испытание природы» и ее преобразование. Понятие опыта включает также соотнесение и оценку полученных знаний с индивидуальной установкой человека. Локк применял понятие «опыт» не только к данным, полученным извне, но и к внутренней жизни человека. Э. тесно связан с сенсуализмом, совпадая с ним в понимании источника знания и его сущности.

Э. может принимать различные формы. Он сочетается как с материалистическими принципами (Бэкон, Гоббс, Локк), так и с идеалистическими (Беркли, Юм). Как целостная концепция Э. возникает в Европе в XVII—XVIII вв. В это время он, наряду с противоположным направлением — рационализмом — был в центре философских дискуссий. В качестве родины Э. большинство исследователей единодушно называют Англию. Девизом возникшего в 60-х годах XVII в. Лондонского Королевского общества было «Ничего со слов!».

Э. является предпосылкой позиции, согласно которой магистральный путь развития науки — ориентация на эмпирическое знание. Основные методы научного исследования, с точки зрения Э., наблюдение, описание, эксперимент. Основная логическая операция, используемая Э., — индуктивное обобщение. В методологии позитивизма данные опыта, зафиксированные в знаковой форме («протокольные предложения»), составляют базис научного познания. В исследовательской программе постпозитивизма Э. отказано в статусе универсальной методологической установки, опыт изначально «нагружен» теорией. Особые трудности Э. испытывает при обращении к оценке гуманитарного знания, в котором подвергается корректировке само понятие «опыт», не всегда возможно использование эмпирических методов исследования, сведение теоретических положений к эмпирическому базису.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 456.

Понятие: