Хаос

ХАОС — в античности — изначальное состояние мира, противоположное Космосу — упорядоченному гармоническому целому. В поэме первого греческого эпического поэта Гесиода «Теогония» X. — безграничное темное пустое пространство, существовавшее до вещей; из него возник мир и бессмертные боги. Деление мира на X. и Космос — это формирование системы первичных жизненных ориентиров; X. равен небытию. В древних теогониях — сказаниях о происхождении богов — отношения «порождения» останавливают свободную стихию взаимопревращения этих противоположностей, упорядоченный Космос уже не может вернуться назад, в X. X. занимает свое место в структуре мира, всё же сохраняя в себе возможность «иного», и служит основанием существующего.

В XX в. X. стал рассматриваться в качестве необходимой стороны происходящего, воссоздание X. средствами культуры — предпосылкой творческого мироощущения. В ранних работах 20-х годов А. Лосев оценивал X. как «воссоединяющий личность с Первобытно-Единым и разрушающий всякое личное оформление». Лосев использует и другое понятие — «Хаокосмос» — как разрушение и восстановление гармонии. Хаокосмос — это «Закон и Беззаконие», «Безличность и Вселикость». Воплощением единства разрушительных сил X. и космической гармонии Лосев считал музыку таких композиторов, как Бетховен и Лист, Вагнер и Стравинский, Скрябин и Римский-Корсаков («Музыка как предмет логики»).

Сходное понятие — «Хаосмос» — полвека спустя возникает в работах Ж. Делеза («Различие и повторение»), «Хаосмос» не тождествен древнему X. как изначальному состоянию мира до вещей; это современное состояние мира, людей, вещей, процессов, состояний, но лишенное иерархической выстроенности. Все возможности в этом мире равноправны.

Идея взаимодействия порядка и X. является центральной в синергетике — теории неравновесных систем. X. обнаружили последователи школы К. Юнга в душе человека, в бессознательных, глубинных слоях его психики. Древний X. вырвался наружу через нефигуративное искусство Дж. Поллока, П. Мондриана, П. Клее. По словам В. Кандинского, «искусство неуклонно и равномерно освобождается от природы», уходит к темной первооснове жизни.

В 80-х годах XX в. в русле постмодернистской парадигмы возникает новое направление в социально-философской сфере — «хаология» (Ж. Баландье). Она изучает процессы, происходящие в современном повседневном сознании, связанные с распадом социальных связей, с наличием «информационных шумов» — искажений в информационном поле, с усилением неуверенности и социальной неопределенности.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 420-421.

Понятие: