Наука (Осипов)
НАУКА — сфера человеческой деятельности, направленная на получение, обоснование, систематизацию и в определенной мере применение объективных знаний о мире. Под Н. понимают и исторически развивающуюся совокупность таких знаний, и социальный институт, в рамках которого осуществляется эта деятельность.
Знания получаются и используются в любой сфере чел. деятельности, но лишь в сфере Н. получение новых знаний выступает в качестве не только средства, но и основной цели и основного продукта деятельности. При этом как сами научные знания, так и процесс их получения обладают рядом специфических черт, которые, взятые в совокупности, не характерны для знаний, получаемых в др. областях деятельности. Научная деятельность отличает стремление к объективно истинному, обоснованному и проверенному знанию, в связи с этим для нее характерен развитый аппарат методов и процедур, используемых для рационального критического обоснования, доказательства и проверки получаемых знаний. Для научного знания характерны направленность на объект, на выявление собственных, имманентных законов существования, функционирования и развития изучаемого объекта. Теоретическая системность предполагает, что каждый элемент знания не может быть значим сам по себе, если он так или иначе не соотнесен с исходной системой аксиом, постулатов и допущений. Процедуры обоснования науч. знания включают в себя как логический анализ согласованности каждого элемента с этой системой, так и различные способы эмпирической проверки. Автор, излагающий новый научный результат, должен описать условия для независимого воспроизведения и проверки этого результата. Обоснованность научного знания обеспечивается еще и тем, что, помимо импульса к расширению описываемого им круга явлений, оно содержит также импульс к критическому анализу, а иногда и радикальному пересмотру своих собственных критериев и тех исходных допущений, на которые оно опирается.
Наряду с объектной направленностью науч. знанию свойственна и адресованность, пусть и неявная, др., воспринимающему и оценивающему субъекту. По своим свойствам оно должно быть таким, чтобы его могли понимать, усваивать, осмысливать и использовать не только тот, кто его получает, но и др. субъекты; при этом научное знание — это знание общезначимое, апеллирующее не к уникальным особенностям и способностям того или иного конкретного субъекта, а ко всякому соотв. образом подготовленному индивиду. Совокупность всех тех, кто обладает необходимой компетенцией в данной области и участвует в выработке, оценке, обосновании и проверке нового знания, называют науч. сообществом. Нередко оно понимается как совокупный субъект науч. деятельности. Адресованность научного знания другим субъектам и научному сообществу в целом достигается за счет того, что сам процесс его получения регулируется нормами, которые каждый субъект не придумывает для себя заново, а усваивает в ходе своей профессиональной подготовки.
Научное сообщество, разрабатывающее некоторую проблемную область, является первичной социальной ячейкой Н., нормативно контролирующей деятельность своих членов. Оно определяет круг проблем, которые в данный момент представляются актуальными, значимыми и вместе с тем разрешимыми, поскольку для этого существуют приемлемые концептуальные и технические средства. В той мере, в какой сообщество в состоянии делать это самостоятельно, оно является автономным. Наряду с этим в пределах научного сообщества дается первая оценка новизны, важности и глубины исследовательских результатов, получаемых его членами, определенный престиж и статус каждого из них.
Более крупной социальной ячейкой является дисциплинарное сообщество, на уровне которого осуществляется воспроизводство научной деятельности, в частности, подготовка новых поколений исследователей, способных работать на переднем крае Н., в рамках предметных сообществ. Характерные признаки научной дисциплины: наличие профессиональных журналов и организаций, учебных кафедр и дисциплинарных учеб. Следующим иерархическим уровнем являются целые сферы или области знания, т.е. полидисциплинарные образования, такие как физика, химия, биология и др.
Исторически процесс развития Н. сопровождается расширением спектра выполняемых ею социальных функций и соответствующим усилением ее взаимосвязей с другими социальными институтами и другими сферами совокупной деятельности общества. Особенно интенсивны связи Н. со сферами образования, культуры, промышленного и сельскохозяйственного производства, а в последние десятилетия — и с коммерческими институтами.
Б. Г. Юдин
Литература:
Верная Дж. Наука в истории об-ва. М., 1956;
Науч. деятельность: структура и ин-ты. М., 1980;
Малкей М. Наука и соц-я знания. М., 1983;
Дисциплинарность и взаимодействие наук. М., 1986;
Юдин Б.Г. Методол. анализ как направление изучения науки. М., 1986;
Совр. зап. соц-я науки. М., 1988;
Хюбнер К. Критика науч. разума. М., 1994;
Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М., 1997;
Философия, наука, цивилизация. М., 1999;
Степин В С. Теор. знание. М., 2000.
Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 273-275.