Настроение социальное
НАСТРОЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ - целостная форма жизнеощущения, доминантная форма реально функционирующего обществ, сознания, отражающего уровень, продолжительность и степень эмоционально-рационального восприятия индивидом, социальными группами и населением социальных целей и интересов. Н.с. формируется под воздействием реальных экономических, политических и духовных процессов и в потенции реализуется (или не реализуется) в практической деятельности.
Н.с., будучи зависимым от психофизиологических элементов (состояния здоровья), складывается из непосредственного восприятия мира (чувств, эмоций), мировоззренческих компонентов (умонастроения, убеждений), оценок соц. опыта, соц. целей и интересов, а также духовных запросов и устремлений, что проявляется в соц. ожиданиях и соц. позиции его субъектов.
Н.с. не только дает ответ на содержательную характеристику обществ, сознания, но и в известной мере характеризует степень устойчивости общества, уровень его толерантности и конфликтности.
Заслуга в исследовании феномена «настроение» принадлежит психологам, которые долгое время трактовали его как способ, метод проявления эмоций и чувств, что формировало представление о нем, как о некоем случайном, эфемерном, быстро проходящим и неустойчивом явлении.
Такие выражения, как «настроение испортилось», «настроение поднялось», «настроение изменилось», отражают состояние внутреннего мира чел., реакцию на происходящие процессы в личной и обществ, жизни. Уже иное, более глубокое и весомое имеется в виду, когда говорится: «сделано под влиянием настроения», «настроение у меня на работе хорошее (плохое)». В данном случае появляется не просто ситуативная характеристика одного из компонентов сознания и поведения: возникает картина особого типа восприятия и отношения к миру, которая во многом определяет оценку происходящего в непосредственном окружении.
Еще более значительный смысл вкладывается, когда характеризуется степень воздействия на окружающий мир: «настрой на дела», «настроение поддержать (дело, руководителя, партию)» и т.п., когда подразумеваются две существенные характеристики: активность и длительность функционирования важных позиций в сознании и поведении людей.
И наконец, совсем по-иному звучит данное понятие, когда люди характеризуют или описывают свое настроение по отношению ко всему тому, что происходит в обществе, в котором они работают и живут. В этом случае человек, не сознавая или осознавая частично всю совокупность происходящих вокруг него процессов, аккумулирует в своем сознании мн. элементы восприятия и суждения о самых разнообразных проявлениях и реакциях в обществе, окружающей действительности, и, взвешивая на невидимых миру весах свое отношение к окружающему миру, выносит окончательное суждение о процессах, в нем происходящих. Это уже не случайное, не ситуативное, временное образование — это вполне весомая характеристика активнейшего взаимодействия с окружающей средой. Причем такое, которое выступает решающим фактором, доминантой по отношению к др. компонентам сознания и поведения.
Н.с. как реальное социально-психологическое образование является продуктом духовно-практического освоения мира. Его специфика состоит в том, что оно отражает действительность, реальность исходя из содержания коренных интересов субъекта, его конечных целей и идеалов. Действительность, отраженная через Н.с., детерминирует целеполагающую деятельность субъекта, постановку им важнейших целей соц. и духовной жизни.
Н.с. является регулятором человеческой деятельности в процессе преобразования мира и самого субъекта деятельности. Оно формируется при воздействии различных факторов человеческих практики, непосредственно вплетено в жизнедеятельность. Н.с., следовательно, проявляет себя как функциональная единица социального и психосоциального освоения действительности. Такие компоненты Н.с., как эмоции, чувства, складывающиеся под воздействием соц. практики, формируют умонастроения, ценностные ориентации и убеждения, которые воплощают «те или иные представления о реальном объекте внешнего мира и выступают как устойчивый интерес и мотив действия по отношению к этому субъекту, являющемуся для человека определенную ценностью» (С.А. Рубинштейн, 1940).
Н.с. наряду со статическим обладает и динамическим измерением, которое определяет не только его изменяющиеся элементы, стадии и формы, но и его сущность. Н.с. порождается противоречиями в соц. бытии, специфически отражает соц. цели людей, вступающих нередко в конфликт с возможностями их удовлетворения.
Одной из характерных черт Н.с. явл. его транслируемость от одного человека к другому, от одной группы людей к другой, а следовательно, соц. взаимосвязь и взаимозависимость индивидов одного настроения.
В Н.с. опосредованно отражается социальный опыт людей, живущих в различных условиях и обладающих дифференцированными знаниями, привычками, стремлениями. Н.с. по своей сути представляет эмоционально-рациональное состояние, реакцию, предполагающую взаимный обмен между участниками реального или предполагаемого события и зависящую о степени решаемости социальных проблем в интересах людей, социальных групп, организаций, институтов. Роль Н.с. связана с его способностью выступать в одних случаях в качестве ускорителя, катализатора, а в др., наоборот, в качестве сдерживающего рычага соц. деятельности индивидов и социальных групп.
Сущность Н.с. проявляется в том, что оно всегда имеет общественно-значимое содержание; определенные условия и среда характеризуют различные стадии его проявления; всегда имеет своих конкретных носителей (субъектов). Оно формируется реальной жизнью в процессе освоения действительности и затем конструктивно влияет на эту действительность, выражаясь через эмоциональные состояния, умонастроения, ценностные ориентации и убежденность индивидов.
Важнейшей сущностной характеристикой Н.с. является его способность аккумулировать в себе влияние и воздействие различных субъективных и объективных факторов, взаимодействие внешнего и внутреннего мира чел., сложный алгоритм взаимоотношений активных общественных сил с мироощущением индивида. В результате Н.с. выступает как такое жизненное образование, которое концентрирует ведущие элементы (доминанту) сознания и поведения чел., актуализирует их и превращает в важнейшую, а иногда и главную. основу, базу обществ, и личной жизни.
Ж. Т. Тощенко
Литература:
Парыгин Б.Д. Обществ, настроение. М., 1965;
Поршнев Б.Ф. Соц. психология и история. М., 1979;
Левада Ю.А. Советский чел. М., 1996;
Тощенко Ж. Т., Харченко С.В. Соц. настроение. М., 1996.
Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 272-273.