Утопия (Кириленко, Шевцов, 2010)

УТОПИЯ (греч. u topos — место, которого нет) — подробное и всестороннее описание воображаемого, но имеющего гипотетические пространственно-временные координаты общества, являющегося воплощением идеала, желаемого будущего. Различные оттенки смысла, вкладываемого в понятие утопия, возникли при переводе греческого термина на латынь. Термин «утопия» происходит от названия книги Т. Мора, написанной в 1516 г.

Большинство утопий основано на принципе тесной связи человека и условий его жизни. Причина несчастий человека кроется не столько в его низменной природе, сколько в неблагоприятных условиях; человек способен изменяться при изменении условий его жизни; нет непреодолимого противоречия между благом индивида и благом общества; разум — основной «родовой» признак человека, поэтому, опираясь на разум, возможно на рациональных началах обустроить общественную среду. Как правило, утопия предполагает полное неприятие существующей системы социальных отношений. Для утописта характерно тотальное несогласие с социальной данностью, для него важно не частичное улучшение, а полная замена существующих порядков новыми. Поэтому для утопии не характерно внимание к процессам перехода от наличного состояния общества к «идеальному» состоянию.

Воплощение утопии в жизнь возможно лишь в определенных пределах, со стороны ее внешнего организационного оформления: воссоздания определенного типа взаимосвязи индивида и государства, определенного способа регламентации жизни, системы образования. Однако воспроизведения связи внешнего и внутреннего, постулируемой в У., на практике, как правило, не происходит. «Воплощение» У. в жизнь чаще всего оказывается ее отрицанием.

Принципы классификации У. разнообразны. Возможен исторический подход : античные У. («Государство» Платона), средневековые У. («Град Божий» Августина Блаженного), У. эпохи Возрождения («Утопия» Т. Мора, «Город Солнца» Т. Кампанеллы), У. Нового времени («Новая Атлантида» Фр. Бэкона). Возможна классификация У. в зависимости от преобладающей в них проблематики: коммунистические и социалистические У., в которых центральным является вопрос о частной собственности, анархистские, где речь идет об освобождении человека от политического насилия, от власти государства. В ряде У. в центре находится особая образовательная программа; другие реализацию всех человеческих потребностей считают невозможной без усиления социального контроля; существуют также экологические, урбанистические, эстетико-художественные У.

В зависимости оттого, в какой точке исторического времени утописты ищут идеал — в прошлом, в «золотом» веке или в будущем, можно выделить ретроспективные У., нацеленные на возрождение исчезнувших форм («Возвращение Дон Кихота» Г.-К. Честертона), проспективные У. и консервативные, направленные на сохранение существующих форм. Возможно также сочетание в У. черт желаемого будущего и утраченного прошлого («Новое Средневековье» Н. Бердяева).

Существуют классификации У. по характеру основного системообразующего компонента желаемого будущего: одни дают модель условий счастливой жизни, другие (эвпсихии) дают образец нового сознания, говорят о переустройстве психики. Можно также выделить эскапистские У. (У. бегства от действительности) и У. «реконструкции» (героические). Первые уводят от забот реального мира в область мечты, вторые предлагают способы радикального изменения внешнего мира (Ш.Фурье, Р.Оуэн). У. первого рода можно разделить на У. места (остров У. Г. Мора, Икария М. Кабе, Луна С. де Бержерака) и У. времени («Через сто лет» Беллами, «1985» Э. Берджеса, «4338 год» Вл. Одоевского). Героические У. также делятся на две группы. В первом случае речь идет о создании «островков» нового мира (утопические проекты контркультуры). Во втором — существует стремление радикально изменить общество в целом. Последний вид У. в виде программ, манифестов, деклараций непосредственно вплетается в социальную жизнь.

В зависимости от ценностной наполненности социального идеала — основы У. — можно выделить романтические У. (доминирование чувственно-эмоционального над рациональным, единение общества и природы, особая роль искусства в жизни гипотетического социума), технократические (приоритет рационального во всех сферах жизни, развитие науки и техники, средств массовой коммуникации, власть менеджеров и ученых), теократические (господство религиозных ценностей, определяющая организационная роль церковных институтов в жизни общества).

В зависимости от характера авторства У. делятся на народные (страна Беловодье, Шамбала, вера в тысячелетнее царствование Бога и праведников на земле) и литературно-теоретические. Выделяются также мистические или «сверхсоциальные» У., предполагающие не просто изменить земной мир, но с помощью духовно-волевого усилия изменить космический миропорядок, трансформировать законы Вселенной и освободить человека от законов материального мира {Н. Бердяев, Л. Шестов, П.Флоренский).

Тесно связаны с У. получившие распространение в XX в. антиутопия и дистопия. Антиутопия — это образная критика утопической картины мира, критика самих принципов, на которых строится «прекрасный новый мир», пародирование наших представлений о совершенстве («Мы» Е.Замятина, «Котлован» А.Платонова). Дистопия — это образ общества, сознание которого лишено элементов утопизма, мечтаний о лучшем мире вообще, это мир без идеалов, вечное «сегодня» («1984» Дж. Оруэлла). Антиутопия и дистопия — это формы корректировки общественного сознания, ограничение, локализация утопизма. В последнее время стал использоваться новый термин — «практопия», введенный О. Тоффлером. Практопия, в отличие от У. и антиутопии, рисует более реалистичный образ будущего, лишенный крайностей У. и антиутопии и предполагающий возможность его совершенствования. У. — форма организации сознания в кризисные периоды, средство социального моделирования, способ объективирования и выявления социальных потребностей, тренировка социального воображения.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 386-388.

Понятие: