Аксиология (Осипов)
АКСИОЛОГИЯ (от греч. axia — ценность, logos — слово, понятие, учение) — учение о ценностях. Входит в качестве принципиально важной составляющей в структуру ряда философско-социологических концепций неокантиански-веберовской, феноменологически-интеракционистской и позитивистски-сциентистской ориентации. В социологию проблематику ценностей ввел М. Вебер. Анализируя действия индивидов, Вебер исходил из неокантианской предпосылки, согласно которой каждый человеческий акт предстает осмысленным лишь в соотнесении с ценностями, в свете которых определенные нормы поведения людей и их цели. Эту связь Вебер прослеживал в ходе социологического анализа религии.
Со временем в социологии понятие «ценность» утрачивало свой смысл, выступая как средство формального соотнесения действий людей и функционирования социальных институтов. В этом направлении развивалась аксиологическая проблематика в амер. социологии. В работе «Польский крестьянин в Европе и Америке» (т. 1—5. 1918—1920) У. Томас и Ф. Знанецкий, давая чисто «операциональное» определение ценности, характеризовали ее в позитивистском духе — как любой предмет, обладающий поддающимся определению содержанием и значением для членов какой-либо социальной группы. Им принадлежит также определение ценностей как более или менее выявленных «правил поведения», с помощью которых группа сохраняет, регулирует и распространяет соотв. типы действия среди ее членов. Если в первом определении игнорируется принципиальное различение между ценностью и ее «предметным» носителем, утверждаемое филос. А., то во втором — полностью устраняется различение между ценностью и «правилом».
Дальнейшее развитие аксиологической проблематики в рамках американской социологии обусловливалось противоречием между объективной природой ценностей и их зависимостью от субъекта и его оценочных суждений. В рамках «структурного функционализма» Т. Парсонса проблематика А. предстала в крайне редуцированном виде, оказавшись замкнутой в пределах вопроса об интеграции в социальных системах. Парсонс рассматривал ценности как высшие принципы, на основе которых обеспечивается согласие (консенсус) как в малых обществ, гр., так и в обществе в целом. Ценности, характеризуемые как «неэмпирические объекты», вызывающие «благоговейное отношение», сообщают соответствующие качества апеллирующим к ним моральным нормам, придавая им общеобязательную значимость. У Парсонса вместе с тем оставалась необъясненной причина, по которой «неэмпирические объекты» приобретают свойства, обеспечивающие нормальное функционирование «системы общества» и «системы личности», нуждающейся, как и общество, в некоторых незыблемых точках опоры. В 70—80-х гг. 20 в. в связи с возрастанием интереса социологов к этической проблематике аксиологическая теория получает дальнейшее развитие в социологии.
Ю.Н. Давыдов
Литература:
Беккер Г., Босков А. Совр. социол. теория. М., 1961;
Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. М., 1991;
История теор. соц-и: В 4 т. Т. 2. М., 1998;
Weber М. Gesammelte Aufsatze zur Wisseneschaftslehre. Tub., 1951;
Parsons T. The Social System. Toronto, 1966.
Использованы материалы кн.: Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 13-14.