Теодицея (Кириленко, Шевцов, 2010)
ТЕОДИЦЕЯ (греч. theos — Бог, dike — справедливость) — попытка «оправдания» Бога за существующее мировое зло. Термин «Т.» был введен Лейбницем в начале XVIII в. в трактате «Теодицея».
Попытки оправдания Бога или богов возникли много раньше. В древности аргумент оправдания богов сводился к развитию идеи равного воздаяния за совершённое зло, идеи неотвратимого возмездия. Другой формой Т. является идея перевоплощения, реинкарнации, устанавливающая связь между предшествующей жизнью и последующими рождениями (в буддизме и индуизме). В христианстве Т. связана с принципом креационизма, творения мира Богом из ничего. Один из представителей патристики, Августин Блаженный, утверждал, что на Боге нет вины за зло мира, оно есть порождение павшей человеческой воли, это зло имеет моральную природу. В XVIII в. Лейбниц говорит о зле как необходимой стороне структуры мира, как о проявлении разнообразия мира, многоступенчатости и многоаспектности его построения. Наилучший из возможных миров (а только такой мир может быть сотворен Богом) — это мир, в котором наблюдается максимальное разнообразие. Зло как несовершенство есть необходимое условие разнообразия. Идея оправдания Бога в данном случае отождествляется с идеей оправдания зла. Современные православные богословы разделяют эти две мысли. Так, например, Антоний Сурожский считает, что «оправдание» Бога не может заключаться в обосновании его безответственности, напротив. Бог берет на себя полную ответственность за человеческую свободу и ее последствия.
Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 372-373.