Симфоническая личность (Кузнецов)

СИМФОНИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ - центральное понятие евразийской социальной философии, разработанное Л.П. Карсавиным, Н.С. Трубецким и Н.Н. Алексеевым. Сам термин берет начало в раннем христианстве. Из требования Евангелия жить в мире со всеми народами и из естественного стремления человека к миру проистекает обязанность государств обеспечивать гражданам внешнюю безопасность и внутренний порядок, который уподобляется Августином музыкальной симфонии (гармонии), возникающей в результате совместной игры музыкантов, звучания инструментов и множества специально подобранных звуков разной высоты. Евразийство использовало понятие С.л. для обозначения всякого результата «качествования» (мирополагания) божественного начала в мире. Личность — синоним единства, активная «стяженность» элементов объективного целого. Концепция С.л. онтологична по своей сути и диалектична по методологической направленности. Окружающему миру приписываются личностные качества, но качества преобразованные, включающие в себя иерархичность как тип системного соподчинения индивидуумов в структуре общественного порядка. Это состояние и называется в евразийстве Сл. Личность индивидуальна лишь в своем стремлении к состоянию симфоничности, т.е. слиянию человеческого и вещного бытия в акте познания. С.л. — это познаваемый тварный мир, получающий свою бытийность именно посредством человеческой личности. Типические личностные проявления, носящие в обычном понимании строго аксиологический (ценностный) и потому сугубо социальный характер, приобретают в теории С.л. онтологические свойства. К теме Сл. (единству индивидуального бытия и инобытия) относится гносеологическая проблема возможности и необходимости знания. Личность несовершенна, и причина этого заключается в самой ее тварности, принадлежности к тварному миру. Возможность превращения личности из потенциальной в актуальную осуществляется в знании. Именно через познавательный акт происходит действительное соединение личности с инобытием (т.е. окружающим миром). При этом результат познания, как и его направленность, не есть сфера лишь субъективного интереса, но объективно необходимый процесс. Концепция С.л. снимает проблему принципиального противопоставления «объект — субъект», поскольку единство личности и бытия утверждает личностные характеристики неодухотворенных элементов этого единства. Личностная основа бытия делает возможным познание в широком философском смысле слова и самопознание всех элементов познавательного синтеза. Самопознание в евразийской трактовке выступает как основа и для восхождения твари к Богу через постижение себя и своей сути, и — в силу своеобразно трактуемого понятия С.л. — для активного переустройства национального бытия. Сегодняшний мир мыслится как всеединая человеческая личность, или иерархия С.л. разных порядков: индивидуальных и социальных. Наивысшей стадией симфоничности мира является социальная личность — симфоническое единство личностей как элементов познания. Подобно индивидуальной, социально-симфоническая личность имеет телесно-духовную структуру, т.е. пространственно-духовную субстанциальность, что обеспечивает ее самопознание. «В социальной личности всякая индивидуальная личность целиком пространственно определяется по отношению ко всем другим, так что любой ее момент противостоит им в качестве ее самой» (Карсавин Л.П. Религиозно-философские произведения. Т. 1. М., 1992. С. 129). Наиболее важными являются социальные личности самой широкой функциональной полноты (семья, народ, государство). К социально-симфонической личности евразийцы относят и вселенскую церковь, понимаемую как интегрирующее начало человечности. Церковь определяется как личность в силу единства помыслов и устремлений при вхождении в нее индивидуальных личностей, т.е. признается, что всякое соприкосновение объективного бытия и личности с необходимостью наделяет бытие субъективными качествами. Церковь считается воплощением соборности как силы, свободно сплачивающей людей в единое наднациональное, ненасильственное образование. Проблема свободы является одним из аспектов евразийской теории Сл. Свободное, целенаправленное, целеполагающее действие личности и есть суть С.л., т.к. «личность есть единство во множестве». Концепция С.л. играет большую роль в противопоставлении европейской и российской культур и цивилизаций, решительными сторонниками которого были евразийцы. По мнению евразийских мыслителей, подлинно С.л. имманентно не присуща европейской цивилизации, т.к. в Европе понятие собственности строилось из индивидуума, а всякое право Сл., государства, коллектива оказывалось производным от индивидуального. Это относится и к европейскому социализму, которому «чужды понятия симфонической личности и целого как многоединства». В России же собственность всегда рассматривалась с точки зрения государства, понимаемого к тому же религиозно-этически. Поэтому здесь «понятие собственности строится не индивидуалистически, не из индивидуума, которому потом ана- логизируется государство, но - политически, т.е. из симфонического целого, которое как единство и утверждает всякое индивидуальное право» (Евразийство. Опыт систематического изложения. Париж, 1926. С. 67—68). Сл. видится евразийцам идеалом государственного, религиозного, социального устройства России — Евразии.

Литература:

Августин. О граде Божием. М. 1994;

Евразийство. Опыт систематического изложения. Париж, 1926;

Евразийский сборник. Политика, философия, россиеведение. Прага, 1926 Кн. 6;

На путях. Утверждения евразийцев. Кн. 2 Берлин, 1922;

Трубецкой Н.С. История, куль тура, язык. М., 1995; Савицкий П. Континею Евразия. М., 1997;

Карсавин Л.H. Религиозно-философские произведения. Т. I. М., 1992;

Евразийская идея: вчера, сегодня, завтра. Материаль конференции // Иностранная литература. 1991 № 12. С. 213—228;

Пути Евразии. Русская интеллигенция и судьба России. М., 1992;

Россия между Европой и Азией. Евразийский соблазн. Антология. М., 1993;

Русский узел евразийства. М., 1997.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 501-502.