Гиперактивность детская (Рапацевич, 2006)
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ ДЕТСКАЯ - проявление несвойственных для нормального, соответствующего возрасту, развития ребёнка невнимательности, отвлекаемости, импульсивности и чрезвычайной активности. Г. Вейс (1991) считает наиболее характерными следующие нарушения при Т.д.: неуместную избыточную активность, дефекты концентрации внимания, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, проблемы во взаимоотношениях с окружающими, нарушения поведения, трудности обучения, слабую успеваемость в школе, низкую самооценку. При этом общий уровень интеллектуального развития таких детей соответствует норме. Распространённость Г.д. среди школьников составляет 3 - 5%, причём среди мальчиков она встречается в 4 - 9 раз чаще, чем среди девочек.
Современная концепция Г.д. была сформулирована на основе представлений о минимальных мозговых дисфункциях. Причины Г.д. остаются недостаточно выясненными. Наличие факторов органического поражения ЦНС (пре- и перинатальной патологии, нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговой травмы) удаётся обнаружить не у всех больных. Установлено, что важная роль в развитии Г.д. принадлежит генетическим факторам. По-видимому, как различные неблагоприятные внешние воздействия на развивающийся мозг, так и генетические механизмы могут обусловливать дисфункции нейромедиаторных систем мозга.
В ходе диагностической и коррекционной работы с гиперактивными детьми необходимо учитывать то, что Г.д. может иметь внешнее сходство с целым рядом иных состояний: реакциями на психотравмирующие ситуации, неврозами, астеноневротическим синдромом при заболеваниях внутренних органов, психопатиями, гипоманией, задержками психического развития, аутизмом, шизофренией и др. Г.д. необходимо разграничивать также с нормальной, свойственной детскому возрасту повышенной двигательной активностью, а также индивидуальными особенностями темперамента ребёнка.
Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 125-126.