Симуляция (Кузнецов)

СИМУЛЯЦИЯ — одно из ключевых понятий постмодерна, означающее производство самореференциальных знаков (симулякров), объектов, преодолевающих собственную реальность посредством ее замещения полнотой своего присутствия (видимость больше того, что в ней видится). Концепция С. получила наиболее полную разработку в философии Ж. Бодрийяра. Бодрийяр определяет симуляцию как «порождение при помощи моделей реального без истока и реальности: гиперреального». Характеризуя современную эпоху С. как «конец стратегии реального», Бодрийяр выделяет четыре стадии истории представления (развития знака): а) отражение глубинной реальности — соотносится с системой символического обмена и предполагает обязательное наличие жесткой однозначной связи между представлением и представляемой реальностью; б) маскировка и денатурализация глубинной реальности — имеет место в период между Возрождением и промышленной революцией, связана с появлением подделки, распространением иллюзионистских техник (обманок в живописи); в) маскировка отсутствия глубинной реальности — разворачивается в промышленную эпоху и связана с производством реального; реальность определяется как нечто, что можно обеспечить какой-либо эквивалентной репрезентацией, репродуцировать; место подделки теперь занимает эквивалент, т.е. объект, равноправный реальному; г) утрата связи с реальностью, переход к миру симулякров — в XX в. знаки и представления окончательно обособляются от своих референтов и превращаются в симулякры, копии, более реальные, чем подлинник (например, объекты рекламы: «обычный порошок»).

Тотальность производства и воспроизводства в современную эпоху создает ситуацию потери реальности производимого. Традиционная схема «реальность — представление» разрушается серийностью объектов: в ситуации бесконечной повторяемости исчезает подлинник, пропадает то, что, собственно, должно повторяться. В результате симулякр становится таким представлением, которое не соотносится ни с чем, кроме себя самого. С. устраняет реальное, стирает различие между реальным и нереальным, подлинным и неподлинным. Присутствие удваивается, невозможным становится опознать истинное в бесконечном ряду повторяемостей, все становится взаимозаменяемым, реальность выступает как эффект знака — химерический объект представления.

Эта ситуация наглядно иллюстрируется серийной живописью, которая разрушает репрезентативную идею: две абсолютно идентичные оригиналу копии «Тайной вечери» JI. Да Винчи, выполненные Энди Уорхоллом и вывешенные этим художником напротив оригинала, вызвали грандиозный скандал в Ватикане, поскольку посягали на реальность сакрального события, на самую основу реального. Серия соотносится внутри себя, разрушая референцию, поглощая реальность. В обществе серийного производства представление представляет только себя самого.

Литература:

Baudrilard J. Simulacresetsimu-lation. P., 1981;

Idem. L'Echange symbolique et lamort. P., 1976.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 500-501.

Понятие: