Шииты (Гогоберидзе)

ШИИТЫ (от араб, «шиа» — приверженцы, группировка, партия) — последователи второго по численности (после суннитов) направления в исламе. Шиизм признают единственно законными имамами только Али и его потомков. Вскоре после смерти пророка Мухаммеда, часть его соратников во главе с Салманом аль-Фариси выступила за сохранение верховной власти в «семье пророка», считая незаконной присягу халифу Абу Бекру. В середине VII века в борьбе за власть образовалась религиозно-политическая группировка (аш-шиа) сторонников передачи верховной власти Али как ближайшему родственнику и духовному преемнику пророка Мухаммеда. Эта группировка стала ядром шиитского движения, разделившего позднее мусульманскую общину на суннитов и шиитов. После убийства Али в 661 году его сторонники повели борьбу за возвращение верховной власти в «семью пророка», имея в виду исключительно род Али. Большинство шиитов обосновывали эти требования родством Али с пророком, его личными качествами и заслугами перед исламом. Часть шиитов проповедовала, что Мухаммед назначил Али своим духовным преемником и что сам Али наделен божественной благодатью. Военно-политические поражения шиитов (гибель сына Али Хусейна, разгром восстания аль-Мухтара и т.д.) направили их энергию в область религиозных идей. Среди Ш. получили широкое распространение представления об имамах как носителях религиозной и политической власти, освященной Аллахом. Этому способствовало обращение в ислам народов Ирака и Ирана, где издавна бытовали идеи богоявления в человеке. Ссылаясь на многочисленные предания, аллегорически толкуя отдельные выражения Корана, шииты отстаивали исключительное право потомков Али на верховную власть и передачу ее от отца к сыну. Призывы Ш. к возвращению власти «семье пророка» находили поддержку вследствие широкого недовольства правлением Омейядов. Объясняя все беды «незаконностью» правления Омейядов, «узурпировавших» власть, шииты проповедовали, что только возвращение власти ее законным обладателям Алидам приведет к установлению справедливости на земле. Шиитская пропаганда способствовала падению омейядской династии, но плодами этой победы воспользовались Аббасиды — другая родственная ветвь пророка. Это привело к размежеванию Алидов с Аббасидами и сузило социальную базу шиитского движения. К тому же среди шиитов начались расколы, связанные с признанием прав на имамат за тем или иным потомком Али. Уже в середине VIII века шиитское движение раскололось на два течения — «крайнее» и «умеренное». К первому относят собственно «крайних» (гулат) и исмаилитов, ко второму — зейдитов и имамитов. В свою очередь, эти течения разделились на многочисленные ответвления. Расхождения между сторонниками различных ответвлений шиизма в основном касаются политических вопросов. Основной общей чертой всех шиитов является их убежденность в том, что власть в исламском мире должна принадлежать потомкам Али. Наибольший политический успех выпал на долю зейдитов и исмаилитов, которым удавалось в разное время и в разных частях халифата создавать свои государства — имаматы. В настоящее время последователи различных шиитских общин живут практически во всех мусульманских странах и регионах мира. Шиитского вероучения придерживается подавляющее большинство населения Ирана, более половины населения Ирака, значительная часть населения Ливана, Йемена, Бахрейна.

Гогоберидзе Г.М. Исламский толковый словарь. Ростов-на-Дону, 2009, с. 254-256.

Понятие: