Ремифологизация
РЕМИФОЛОГИЗАЦИЯ - процесс возрождения мифологического сознания в культурах, прежде утративших живую связь с мифологией. В европейской духовной культуре признаки Р., обращенной к античному наследию, можно наблюдать в эпоху Ренессанса. Первоначальный импульс Р. получила от мировоззренческих исканий романтизма. В философии Р. впервые ясно обнаружила себя в произведениях Фр. Ницше (1844— 1900), А. Бергсона (1859-1941) и ряда других представителей «философии жизни». В трудах Фр. Ницше христианству как религии «слабых» и европейской культуре, для которой «Бог умер», противопоставлено философско-мифологическое учение о «сверхчеловеке». В книге «Так говорил Заратустра», используя древневосточные религиозные идеи и образы, Ницше созидает новую мифологию и зачатки нового вероучения. Героем ницшеанской мифологии стал Заратустра, религиозный реформатор, основатель зороастризма, живший в начале VI в. до н.э. Творчество, пересотворение человека и мира становятся в мифологии Ницше новой эсхатологией. Подлежит пересотворению все — вплоть до понятий о добре и зле: созидающий «впервые создает добро и зло для всех вещей». Творчество для Ницше — это и новое священнодействие, причем исполненное не слез и стенаний, но веселья, смеха, игры. Ницше возрождает древнегерманский миф творения мира: для человека-творца «земля есть стол богов, дрожащий от новых творческих слов и от шума игральных костей». Произведения Ницше дали многочисленным последователям впечатляющий пример Р. Крупный вклад в обоснование Р. был внесен учениями 3. Фрейда и К.Г. Юнга, проводившими мысль об универсальной предрасположенности психики к порождению мифологических по природе феноменов. С начала XX в. Р. становится заметным явлением в художественном творчестве. В литературе мифологические образные и повествовательные структуры широко ис-пользуются Д. Джойсом («Улисс»), Ф. Каф-кой («Процесс», «Замок»), Т. Манном («Иосиф и его братья»), во второй половине XX в. — Г.-Г. Маркесом («Сто лет одиноче-ства»), Дж. Фаулзом («Маг») и др. В модернизме Р. особенно ярко проявилась в живописи Э.-Л. Кирхнера, К. Шмидт-Ротлуффа, Э. Нольде и др., входящих в группу «Мост», позднее — в работах Ф. Марка, В. Кандинского, П. Клее и др. (группа «Синий всадник»). В русской культуре исследователи находят примеры Р. в произведениях Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского. Признаки Р. обнаруживают себя в мистических интуициях и творчестве Вл. Соловьева. Р. получает развитие в культуре Серебряного века, в исканиях новой религии В. Розанова, в лирике A. Блока, в прозе М. Пришвина, в поэзии B. Хлебникова, в музыке И. Стравинского, в живописи М. Врубеля. В политическом сознании XX в. Р. прежде всего была поставлена на службу идеологии тоталитарных режимов («арийский миф» германского национал-социализма, превращенный миф «золотого века» в идее коммунизма, мифологизация фигур вождей и т.д.). Активно используют Р. не только либеральные политические силы, но и консервативные (например, миф «доброй старой Англии»), а также буржуазно- обывательские (например, мифология «американской мечты»). В этническом сознании Р. получает сильные стимулы от националистических и особенно религиозно-националистических движений.
Литература:
Bodkin М. Archetypal Patterns in Poetry. N.Y., 1963;
Campbell J. The MasksofGod. Vol. I-IV. N.Y., 1959-1970;
Cassirer E. Philosophie der symbolischen Formen. Bd. 2. В., 1925;
Барт Р. Мифологии. M., 1996;
Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1995;
Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М., 1995;
Элиаде Мирча. Аспекты мифа. М., 1995;
К.Г. Юнг о современных мифах: Сб. трудов. М., 1994.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с.479-480.