Политическая культура (Кузнецов)
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - сущствующий в каждом обществе в конкретный период времени набор убеждений, символов и ценностей, связанных с политической системой. Упрощенно П.к. можно определить как психологию нации в отношении политики. С. Верба и Г. Алмонд определяли П.к. как систему эмпирических убеждений, экспрессивных символов и ценностей, определяющую контекст ситуации, в которой происходит политическое действие. П.к. связана с уровнем и характером политических знаний, оценок и действий граждан, а также содержанием социальных ценностей, традиций и норм, регулирующих политическое поведение. Исследование П.к. предполагает прежде всего выявление ориентации политического сознания. П.к. психологична по своей природе. Она отражает то, что люди думают о политике, выражает их убеждения, ценности и эмоции. Вместе с тем она не тождественна политическому поведению. Компонентами П.к. являются: политическая идеология, политический опыт и традиции, политические институты (т.е. нормы поведения), способы и стиль политической деятельности. В качестве подвидов П.к. иногда выделяют правовую культуру, культуру политических организаций, управленческую
культуру и т.д. П.к. — это система представлений, которая помогает человеку понять связь между формальным, институциональным устройством и фактическим общественным поведением; это набор подходов, чувств, представлений, придающих упорядоченность и значение (смысл) политическим процессам для человека. П.к. может включать политические идеалы и нормы.
В современной политической теории выделяются два подхода к анализу П.к. — либеральный (поведенческий) и радикальный (альтернативный). Сторонники либерального подхода утверждают, что большинство демократических стран имеют гомогенную, однородную общенациональную П.к., которая передается от поколения к поколению прежде всего через воспитание в семье. Сторонники радикального подхода (например, марксисты) отрицают подобную нейтральную интерпретацию П.к., предполагая, что П.к. — это результат попытки правящих слоев навязать свои ценности всему остальному обществу, и прежде всего подчиненным слоям, через такие механизмы, как система образования и средства массовой информации. Очевидно, что, с точки зрения радикалов, не может быть и речи ни о какой однородности П.к. Если либералы делают акцент на передаче ценностей от поколения к поколению, то радикалы основной упор делают на процесс передачи ценностей между классами и социальными группами. Другими словами, для либералов базовой категорией выступает социализация, а для радикалов — индоктринация.
П.к. можно классифицировать по различным основаниями — степени политической активности людей, их социальной принадлежности и т.д. В современной политической теории существует понятие субкультуры применительно к полиэтничным, поликонфессиональным государствам, где отношение людей к политике будет различаться в зависимости от их принадлежности к определенной расовой или этнической группе, религиозной общине, языковому меньшинству. Выделяют также региональные, молодежную, городскую и сельскую субкультуры и т.д.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 422-423.