Воспитания методы

ВОСПИТАНИЯ МЕТОДЫ - совокупность специфических способов и приёмов воспитательной работы, которые используются в процессе формирования личностных качеств для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания уч-ся, для выработки навыков и привычек поведения, их коррекции и усовершенствования. В педагогике до сих пор не существует единой трактовки и классификации В. м. Явления В. очень сложны и противоречивы, поэтому трудно найти единое логическое основание для классификации многочисленных способов педагогического воздействия.

Одна из классификаций выделяет в качестве В. м. убеждение, упражнение, поощрение и наказание (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королёв и др.). От этой классификации несколько отличается группировка В.м., предложенная Т.А. Ильиной. Она включает в себя: М., способствующие формированию убеждений, и М., способствующие выработке навыков и привычек правильного поведения. Т.А. Ильина к первой группе относит М. словесного разъяснения и воздействия на чувства уч-ся, а также пример; ко второй группе - М. организации деятельности уч-ся: приучение и упражнения. Ею отдельно рассматриваются М. стимулирования и оценки поступков и поведения уч-ся, к к-рым принято относить поощрение и наказание. Опираясь в общем на классификацию В.м., предложенную Г.И. Щукиной, В.А. Сластенин подразделяет все В.м. на три основные группы. Первая группа включает М. разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю уч-ся в интересах формирования у них демократических взглядов и убеждений. Вторая группа М. предусматривает организацию деятельности и формирование опыта общественного поведения. Третья группа объединяет М., выполняющие функции регулирования, корригирования и стимулирования поведения и деятельности воспитанников.

Более последовательной и современной представляется классификация В.м., содержащаяся в «Педагогике» Б.Т. Лихачёва, изданной в 1996 г. Она содержит четыре группы В.м.: М. организации и самоорганизации детского воспитательного коллектива; М. организации повседневного общения, делового, товарищеского, доверительного взаимодействия и взаимовоздействия; М. детской самодеятельности; М. педагогического воздействия, коррекции сознания и поведения, стимулирования и торможения деятельности детей, побуждения их к саморегуляции, самостимулированию и самовоспитанию; М. организации и самоорганизации детского воспитательного коллектива: коллективная перспектива, коллективная игра, коллективные единые требования, коллективное самоуправление учащихся, коллективное соревнование, коллективное самообслуживание; М. повседневного общения, делового, товарищеского, доверительного взаимодействия и взаимовоздействия: уважение детской личности, взаимоуважение детей и воспитателей, педагогическое требование, убеждение, обсуждение, доверие, побуждение, сочувствие, предостережение, критика, использование стихийно возникающих конфликтных ситуаций; М. детской самодеятельности: самоанализ, самокритика, самопознание, самоочищение (духовно-нравственное самосовершенствование), самообладание, самоограничение, самостимулирование, самонаказание, самоторможение; М. педагогического воздействия: пример, разъяснение, приём постановки дальней перспективы личности, снятие напряжения в отношениях, обращение к совести, обращение к чувству справедливости, обращение к самолюбию, обращение к чувству любви, обращение к состраданию и милосердию, обращение к стыду, обращение к эстетическому чувству, обращение к страху и бесстрашию, отвращению и брезгливости, обращение к воле и поступку, внушение, упражнение, поощрение, наказание.

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 93-94.

Понятие: