Исследование лонгитюдное
ИССЛЕДОВАНИЕ ЛОНГИТЮДНОЕ — длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определять диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла человека. Первоначально исследование лонгитюдное в качестве метода продольных срезов складывалось в детской и возрастной психологии как альтернатива господствовавшим методам определения состояний или уровней развития — методам срезов поперечных. Самостоятельная ценность исследования лонгитюдного связывалась с возможностью предсказания дальнейшего хода психического развития и установления генетических связей между его фазами. Организация их предполагает одновременное использование других методов наблюдения, тестирования, психографии, праксиметрии и др.
В последнее время в детской и возрастной психологии в связи с разработкой экспериментальных программ обучения и воспитания выяснено ограниченное значение лонгитюдного исследования традиционного типа и установлено, что они могут оказаться эффективными, если будут построены как исследование различных вариантов развития.
Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред. В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Роснов н/Д. Феникс, 2009, с. 185.