Плерома (Кузнецов, 2007)

ПЛЕРОМА (греч. πλήρωμα — полнота, обилие, множество) — понятие христианской мистики для обозначения некоей сущности в ее полноте бытия (например, в Новом Завете: во Христе «обитает вся плерома божества телесно» Колосс. 2,9). В доктринах гностицизма П. — промежуточный мир, который пролегает между Богом-Отцом и человеком, представляет собой сложную иерархию существ (эонов) и в котором до конца развертывает себя верховная первосущность. Внутри П. зоны группируются по «сизигиям» (сопряжениям), брачным парам, по очереди порождающим друг друга, а также по мистически значимым числам («четверица», «ось- мерица» и т.д.). Возникновение материального мира связывается с «падением» последнего зона — Софии, или Ахамот, нарушившей гармонию П. Искупление Софии есть ее возвращение в П.

В ортодоксальной теологии следует отметить учение Григория Нисского о «плероме души» как некоей сверхличности, заключенной в душе первого человека Адама и раскрывающейся в совокупности человеческих душ, составляющих поэтому органическое целое. Это учение оказало влияние на развитие в русской философии темы «соборности» (см. у А.С. Хомякова) и доктрины всеединства.

Понятием «П.» в современной религиозной литературе также обозначается Церковь, как мистическое «тело Христово», в котором множество живых и умерших ее членов образуют жизненное и мистическое единство.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 418.

Понятие: