Интерференция (Шапарь, 2009)
ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ (лат. inter — между и ferens — несущий, переносящий) — ухудшение сохранения запоминаемого материала в результате воздействия (наложения) другого материала, с которым оперирует субъект. Изучается в контексте исследований памяти и процессов научения (в связи с проблемой навыка). В экспериментах интерферирующее влияние одного материала на другой проявляется либо в уменьшении объема и ухудшении качества воспроизводимого материала, либо в увеличении времени решения задачи (при интерференции селективной). Понятие интерференция лежит в основе ряда психологических теорий забывания.
Наиболее распространенное объяснение интерференции исходит из рефлекторной теории Павлова. В зависимости от последовательности заучиваемого и интерферирующего материала различают интерференцию ретроактивную и проактивную. В зависимости от характера интерферирующего материала выделяют интерференцию вербальную, моторно-акустическую, зрительную и др. Согласно идеям французского психолога М. Фуко, интерферирующее воздействие материала на ответы вызывается прогрессивным (для интерференции проактивной) или регрессивным (для интерференции ретроактивной) внутренним торможением.
Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред. В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Роснов н/Д. Феникс, 2009, с. 176-177.