Интервью (Шапарь, 2009)

ИНТЕРВЬЮ (англ. interview — встреча, беседа) — в психологии способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. По сравнению с анкетированием предполагает большую свободу опрашиваемого в формулировке ответов, большую развернутость ответов.

Различают два вида И.: 1) И. свободные — не регламентированные темой и формой беседы; 2) И. стандартизированные — по форме близкие к анкете с закрытыми вопросами. Границы между этими видами подвижны и зависят от сложности проблемы, цели и этапа исследования. Степень свободы участников определяется наличием и формой вопросов; уровень получаемой информации — богатством и сложностью ответов.

Вопросники для И. строятся по типу социологических анкет, ставящих целью получение распределения типичных ответов по большому количеству вопросов. Такой подход нужен лишь на первой стадии исследования, для первоначального ориентирования в проблеме. Вопросники могут дать ценные результаты для дальнейшего уточнения изучаемых свойств и выдвижения новых гипотез.

В ходе беседы интервьюер может попасть в одну из следующих ситуаций: 1) респондент (опрашиваемый) знает, почему он поступил или поступит так, а не иначе; 2) респонденту недостает информации о причинах своего действия; 3) интервьюер ставит целью получить симптоматическую информацию, хотя респонденту она таковой не кажется. Конкретная ситуация определяет применение разных методов интервьюирования. В первом случае достаточно использовать упорядоченный, строго направленный вопросник. В двух других ситуациях требуются методы, предполагающие сотрудничество респондента при поиске необходимой информации.

Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред.  В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Роснов н/Д. Феникс, 2009, с. 173-174.

Понятие: