Идентификация (Шапарь)
ИДЕНТИФИКАЦИЯ (лат. identificare — отождествлять) — отождествление; установление совпадения чего-либо с чем-либо. Понятие, введенное 3. Фрейдом, широко распространилось за рамки психоанализа, в частности в социальной психологии. И. рассматривается как важнейший механизм социализации, проявляющийся в принятии индивидом социальной роли при вхождении в группу, в осознании им групповой принадлежности, формировании социальных установок и т. д. Современное понимание И. охватывает несколько пересекающихся областей психической реальности:
1) Преимущественное понимание — как процесс и результат само-отождествления с другим человеком, группой, образом или символом (см. также Интроекция) на основании установившейся эмоциональной связи, а также включение их в свой внутренний мир и принятие как собственных норм, ценностей и образцов. Уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо. Открытое подражание как следование образцу особенно ярко выступает в дошкольном возрасте.
2) Опознание чего-либо или кого-либо. В этом значении термин используется в психологии общей, инженерной и юридической, где понимается как процесс сопоставления, сличения одного объекта с другим на основании какого-либо признака или свойства, в результате чего устанавливается их сходство или различие. Благодаря И. происходит распознавание образов, образование обобщений и их классификация, анализ знаковых систем и т. п. Когда объектом идентификации является человек, она выступает как процесс опознания того качества, на основании которого можно: 1) отнести личность к некоторому классу или типу — например, И. преступника; 2) признать личность целостной и идентичной самой себе.
3) Представление, видение субъектом другого человека как продолжения самого себя (см. Проекция); наделение его своими чертами, чувствами, желаниями (например, родители, ожидающие от ребенка осуществления собственных честолюбивых замыслов).
4) Понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним. Здесь И. есть эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого отождествления индивидом себя с другим субъектом, группой, образцом; механизм постановки себя на место другого, что проявляется в виде погружения, перенесения индивидом себя в поле, пространство, обстоятельства другого индивида и приводит к усвоению его личностных смыслов. Это позволяет моделировать смысловое поле партнера по общению, обеспечивает взаимопонимание и вызывает содействующее поведение.
Как механизм взаимопонимания — это способ понимания другого через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта.
В психоанализе И. понимается как бессознательное отождествление, уподобление себя другой личности, вследствие чего появляется подражание в поведении и др. Это понятие вначале было введено 3. Фрейдом для интерпретации явлений патологической депрессии, а позднее — для анализа сновидений и некоторых процессов, посредством которых маленький ребенок усваивает образцы поведения других значимых для него людей, формирует «сверх-Я» или принимает женскую или мужскую роль и пр.
И. — противоположность нарциссизму, она играет огромную роль в поведении и психической жизни. Психологический смысл ее — в расширении круга переживаний, в обогащении внутреннего опыта. Известна как самое раннее появление эмоциональной привязанности к другому человеку.
И. — это защита от объекта, вызывающего страх, путем уподобления ему. Благодаря ей также достигается символическое обладание желаемым, но недосягаемым объектом (см. Комплекс Эдипов). При расширительном толковании — неосознаваемое следование образцам и идеалам, позволяющее преодолеть собственную слабость и чувство неполноценности.
И. может происходить с любым объектом — человеком, животным, предметом, идеей и т. п. Механизм И. обеспечивает взаимную связь индивидов в социальной группе, создает аффективную общность как особое вживание, «вчувствование», приобретая в некоторых случаях свойство «психической инфекции», столь характерной для толпы.
3. Фрейд выделил несколько типов И. В младенчестве возникает И. первичная — примитивная форма эмоциональной привязанности ребенка к матери. Впоследствии эта «тотальная захваченность объектом» уступает место И. вторичной, играющей роль защитного механизма (см. Защищенность психологическая), благодаря которому ребенок справляется с беспокойством, вызванным угрожающим авторитетом, путем включения некоторых аспектов его поведения в собственные действия. Эта форма И. — предыстория Эдипова комплекса, когда малыш во всем хочет занять место отца и, боясь с его стороны наказания, копирует некоторые особенности его поведения. Эта парциальная И. амбивалентна и может проявляться в отношении как любимого лица, так и лиц ненавистных или вызывающих зависть. Особое значение этот тип И. приобретает при усвоении ребенком запретов родителей, при формировании у него устойчивости к искушениям, при развитии совести. И. помогает ребенку справиться с Эдиповым комплексом. Это происходит к пяти-шести годам: ребенок как бы решает проблему, идентифицируясь с родителем своего пола. Иными словами, не будучи в состоянии изменить ситуацию, вызвавшую зарождение Эдипова комплекса, и реализовать нелюбовь к отцу, мальчик старается принять его позицию и стать похожим на него.
Применительно к взрослому субъекту И. связывают с невротическим симптомом, при котором у субъекта — из-за желания оказаться в положении объекта — возникают болезненные явления, характерные для последнего.
Для неортодоксального психоанализа (А. Фрейд, Д. Рапопорт) понятие И. стало центральным механизмом формирования способности Я-субъекта к саморазвитию. При этом между субъектом и отражаемым объектом устанавливается определенная эмоциональная связь, содержанием которой является переживание своей тождественности с объектом.
Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред. В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Ростов н/Д. Феникс, 2009, с. 153-156.