Переживание (Кузнецов, 2007)
ПЕРЕЖИВАНИЕ - важнейший конститутивный элемент душевной жизни человека, которая в целом может рассматриваться как субъективный процесс разного рода психических актов (эмоциональных, перцептивных, связанных с актами мышления, памяти, продуктивного воображения и т.д.). К отличительным особенностям П., образующих мир нашего внутреннего опыта, относятся: а) их специфическая временная организация, проявляющаяся, с одной стороны, в их необратимости, т.е. в невозможности точного повторного воспроизведения прошлых П., а с другой стороны — в возможности конструктивного присутствия элементов прошлого опыта в П., происходящем в настоящий момент времени; б) их непрерывность, т.е. принципиальная невозможность жесткого разграничения и различения конкретных
П. в едином потоке внутреннего опыта; в) недоступность содержания некоторых П., особенно относящихся к сфере эмоциональных состояний, для адекватной рациональной рефлексии и тем более для адекватно воспринимаемых интерсубъективных описаний.
В ряде философских направлений (например, феноменология) П. рассматриваются как единственное содержание нашего сознания, для анализа и описания которого предлагается использовать особые философские методы (например, метод феноменологической редукции, рациональной интуиции и пр.), отличные от методов не только естественных, но и психологических наук. В психоаналитической традиции основной упор сделан на разделении осознаваемых и неосознаваемых психических П. и разрабатываются психологические методы актуализации, понимания и коррекции бессознательных слоев душевной жизни (метод свободных ассоциаций, истолкования сновидений, речевых практик, религиозной символики и т.д.). В ряде европейских философских течений XX в. особый интерес вызывают первичные дорефлексивные переживания личности, фундирующие и задающие границы ее последующему сознательно-рефлексивному опыту и социальному поведению. Подобные базовые слои внутреннего опыта могут связываться или с непосредственным П. чувства единства с мировым целым (С.Л. Франк, М. Бубер), или же, наоборот, с ощущением враждебного сопротивления последнего (М. Шелер), или с первичным опытом собственного тела (М. Мерло-Понти), или, наконец, с основными модальностями эмоционально-экзистенциального бытия — страхом, заботой, тревогой и т.п.
В некоторых направлениях восточной (и отчасти русской) философии обосновывается мистический характер привычного потока человеческих П. и разрабатываются пути обретения «истинных» П., соответствующих подлинным, невербализованным основам бытия.
Особое значение категория П. имеет для анализа ценностных форм сознания. Так, способность сопереживать чужой боли и страданию — важнейшее условие персонального постижения этического опыта и основ нравственного поведения личности. Фундамент эстетического сознания образует способность к эмоциональночувственному П. художественного образа или символа.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 411-412.