Мышление (Коджаспирова)
МЫШЛЕНИЕ — познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Мышление педагогическое — определенное видение и понимание учителем ученика, самого себя, окружающего мира, выступающее основанием для вычленения и решения задач в педагогическом взаимодействии.
Мышление практическое — вид мышления, связанный с постановкой целей, выработкой планов, проектов в непосредственной практической деятельности и часто развертывающийся в условиях дефицита времени.
Мышление практическое педагогическое — анализ конкретных педагогических ситуаций с использованием теоретических закономерностей развития педагогического взаимодействия и принятие на основе этого реального педагогического решения, которое воплощается.
Мышление синкретическое (от греч. synkretismos — соединение) — детское и примитивное мышление, в котором недифференцированно связываются самые разные представления. До 7—8 лет синкретизм пронизывает почти все суждения ребенка, что создает невероятные гипотезы о причинах событий и т.д. Например, представления о том, что солнце не падает и что оно согревает, так тесно слиты в мышлении 6-летнего ребенка, что он вполне закономерно может заключить: «Солнце не падает, потому что оно горячее». Со становлением способности к группировке умственных операций происходит овладение этими связями, и синкретизм исчезает из области непосредственных суждений ребенка о внешнем мире.
Мышление учителя диагностическое — анализ отдельных черт ребенка и связывание их воедино с учетом прогнозирования развития личности.
Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001, с. 89-90.