Методы воспитания
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ — общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение. Выбор методов воспитания зависит от цели воспитания; ведущего типа деятельности; содержания и закономерностей воспитания; конкретных задач и условий их решения; возрастных, индивидуальных и половых особенностей воспитанников; воспитанности (воспитуемости), мотивации поведения. Условиями, определяющими успешное применение методов воспитания, выступают индивидуальные особенности воспитателя как личности, уровень его профессиональной компетентности. Методы контроля и самоконтроля — пути получения информации об эффективности воспитательных воздействий. К ним относятся: педагогические наблюдение, беседа, педагогический консилиум, опросы, анализ результатов деятельности воспитанников, создание контрольных ситуаций, психодиагностика, тренинги.
Методы организации деятельности и опыта поведения — пути выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации. Осуществляются посредством поручений, упражнений, создания воспитывающей ситуации, КТД (коллективное творческое дело). Методы самовоспитания — методы, направленные на сознательное изменение человеком своей личности в соответствии с требованиями общества и личного плана развития. К данной группе методов относятся: самонаблюдение, самоанализ, самоприказ, самоотчет, самоодобрение (поощрение), самоосуждение (наказание). К самовоспитанию воспитатель ведет воспитанника путем осознания собственных действий через внешнюю оценку, затем — через формируемую самооценку и потребность ей соответствовать и далее — через деятельность по самовоспитанию и самоусовершенствованию.
Методы стимулирования деятельности и поведения — пути побуждения воспитанников к улучшению своего поведения, развития у них положительной мотивации поведения.
«Взрыв» — метод воспитания, сущность которого заключается в том, что конфликт с воспитанником доводится до последнего предела, когда единственной возможностью разрядить ситуацию является какая-либо резкая и неожиданная мера, способная «взорвать», преодолеть ложную позицию воспитанника. Успешное применение этого способа, введенного А. С. Макаренко, возможно при безоговорочной поддержке коллектива, высоком мастерстве педагога и крайней осторожности, чтобы не причинить вреда воспитаннику.
Метод естественных последствий — метод воспитания, заключающийся в том, что воспитаннику предлагается ликвидировать последствия проступка, причем предъявляемые требования для обеих сторон являются вполне очевидными и справедливыми (насорил — убери, сломал — почини и т. п.).
Наказание — торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение чувства вины и раскаяния.
Поощрение — стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания усилий и стараний личности.
Принуждение — педагогическое воздействие, основанное на активном проявлении воли воспитателя в отношении воспитанников, не обладающих достаточной сознательностью и игнорирующих нормы общественного поведения. К видам принуждения относятся: составление характеристики школьника, в которой преувеличиваются негативные черты учащегося и последствия его деятельности; запреты на желательные для воспитанника действия и поступки; побуждение к нежелаемому школьником поведению.
Требование — педагогическое воздействие на сознание воспитанника с целью вызвать, стимулировать или затормозить отдельные виды его деятельности. Требование реализуются в личных отношениях педагогов и детей. Требование бывает непосредственным — прямым (приказ, запрет, указание) и косвенным (совет, просьба, намек, условие) — и опосредованным, выраженным через актив (инициативную группу) и общественное мнение.
Методы формирования сознания — методы воспитания, направленные на формирование правильных понятий, оценок, суждений, мировоззрения.
Анализ воспитывающих ситуаций — способ показа и анализа путей преодоления моральных противоречий, возникающих в тех или иных ситуациях и конфликтах, или создания самой ситуации, в которую включается воспитанник и ему необходимо реально сделать нравственный выбор и совершить соответствующие поступки.
Беседа — вопросно-ответный способ привлечения воспитанников к обсуждению и анализу поступков и выработки нравственных оценок.
Дискуссия — коллективное обсуждение к.-л. проблемы или крута вопросов с целью нахождения правильного ответа. В педагогическом процессе выступает одним из методов активного обучения. Тема дискуссии объявляется заранее. Обучаемым следует изучить соответствующую литературу, получить необходимую информацию. В ходе дискуссии каждый имеет право высказать свою точку зрения. Дискуссии формируют умения рассуждать, доказывать, формулировать проблему и т. п.
Диспут — спор, путь мобилизации активности воспитанников для выработки правильных суждений и установок; способ обучения борьбе против ошибочных представлений и понятий, умению вести полемику, защищать свои взгляды, убеждать в них др. людей.
Конференция (педагогическая) — коллективное обсуждение книг, спектаклей, фильмов с целью выделения нравственных норм, декларированных в произведении, и формирования определенного к ним отношения.
Лекция — последовательное изложение системы нравственных идей и их доказательства и иллюстрирования.
Пример — метод формирования сознания человека, заключающийся в том, чтобы на конкретных убедительных образцах проиллюстрировать личностный идеал и предъявить образец готовой программы поведения и деятельности. Построен на склонности детей к подражанию.
Рассказ (как метод формирования сознания воспитанников) — небольшое по объему связное изложение (в повествовательной или описательной форме) событий, содержащих иллюстрацию или анализ тех или иных нравственных понятий и оценок.
Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001, с. 80-83.