Основоположения чистого рассудка
ОСНОВОПОЛОЖЕНИЯ ЧИСТОГО РАССУДКА (Heм. Grundsaetze der reinen Vernunft) - термин кантовской философии, обозначающий фундаментальные принципы априорного синтетического знания. О.ч.р. составляют метафизический каркас естествознания и исчерпывают сферу того, что рассудок a priori может познать о вещах. Основой классификации О.ч.р. является таблица категорий. В соответствии с четырьмя классами категорий Кант выделяет четыре группы основоположений. Категориям количества соответствуют аксиомы созерцания (их принцип состоит в том, что всякое созерцание конструируется как экстенсивная величина), категориям качества — антиципации восприятия (их максима заключается в том, что всякому реальному в созерцании присуща интенсивная величина, т.е. степень), категориям отношения — аналогии опыта (всякое изменение происходит сообразно закону причинности, субстанция сохраняется неизменной, все сосуществующее находится во взаимодействии), категориям модальности — постулаты эмпирического мышления вообще (возможность — согласие с формальными условиями опыта, действительность — связь с материальными условиями опыта, необходимость — связь с действительностью по общим законам опыта). Первые две группы основоположений обосновывают возможность математического познания явлений, и именно поэтому Кант называет их математическими. Третья и четвертая группы касаются существования и его условий и объединяются Кантом в рубрику динамических основоположений. Математические основоположения в силу их тесной связи с формами созерцания обладают интуитивной достоверностью, динамические — дискурсивной. В доказательствах разных групп основоположений (точнее, не самих этих рассудочных принципов, а их «схематизированных», т.е. темпоральных, формул) Кант применяет совершенно различные тактики аргументации (общее для всех основоположений доказательство дано Кантом в трансцендентальной дедукции категорий). Математические основоположения удостоверяются анализом формальных особенностей созерцания предметов во времени и пространстве (в частности, однородности временных моментов и феномена различной наполняемости времени). Аналогии опыта доказываются как принципы, позволяющие познавать реальные объекты посредством субъективных переживаний, и сами доказательства построены на анализе структуры конституирования предметности. Постулаты же эмпирического мышления нуждаются не в доказательствах, а в разъяснениях, т.к. относятся не к вещам, а к мышлению о вещах.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 396.