Тафсир
ТАФСИР (араб.) — комментарий, толкование Корана. Произведения этого жанра сыграли важнейшую роль в становлении, развитии и распространении ислама. В специфической форме они отразили основные этапы политической борьбы в мусульманском мире. Вырванные из текста Корана отдельные его фрагменты подвергались значительным переосмыслениям еще при жизни пророка. Поэтому, по мере возрастания уровня знаний мусульман, некотрые аяты текста священной книги были заменены. Отсюда расхождения между аятами мекканского и мединского периодов жизни Мухаммеда. С течением времени и распространением ислама в каждой новой социально-культурной среде важность правильного толкования Корана возрастала. Первоначально Коран истолковывался устно. Отдельные аяты и суры часто комментировались имамом в мечети после пятничной проповеди — хутбы. Особый жанр, связанный с толкованием Корана, начал за-рождаться в ходе формирования сунны. Он долго не выделялся в самостоятельную дисциплину и развивался в рамках работ, посвященных жизнеописанию пророка Мухаммеда. Со временем среди такого рода произведений стали появляться и специальные комментарии, посвященные толкованию Корана. Они унаследовали уже выработанную процедуру исследования и уже имеющийся тезаурус. Такие комментарии получили название Т. Их основателем считается двоюродный брат пророка Мухаммеда Абдаллах ибн Аббас (умер в 687 году). С момента своего возникновения Т. стал служить идеологическим оружием в политической борьбе между различными течениями в исламе. Эта борьба привела к расколу исламской общины на сторонников буквального понимания коранического текста и тех, кто искал в Коране «скрытый», «тайный» смысл. В контексте этой полемики разгорелись споры о методах комментирования Корана, о границах допустимого при поисках «скрытого» смысла. Полемика отразила и борьбу мутазилитов с их противниками. Наиболее значительным мутазилитским Т. считается сочинение аз-Замахшари (1074-1143 гг.), которое позже было принято даже суннитами, правда с некоторыми поправками и оговорками. В толкованиях к Корану отразились и деятельность исмаилитов, и борьба за возвращение исламу его первоначальной «чистоты», и многое другое. Наличие в исламе различных религиозно-политических и идеологических движений и направлений часто приводило к тому, что Т. одного автора либо совмещал сразу несколько непримиримых между собой точек зрения, либо всех их опровергал. Так, например, широко известный в исламском мире Т. ар-Рази имеет как антимутазилитскую, так и антизахиритскую направленность. Заслугой ар-Рази является то, что он создал свой Т. с учетом естественно-научных достижений современной ему эпохи. Наиболее известными и авторитетными Т., помимо уже названных, считаются сочинения ас-Саалиби (умер в 1035 г.), ал-Байдави (умер в 1316 г.) и совместный труд ал-Махалли (умер в 1459 г.) и ас- Суюти (умер в 1505 г.), получивший широкую популярность в исламском мире под названием «Тафсир аль-Джалалейн». Поскольку перевод Корана долгое время не допускался, то Т., сопровождавшие его текст подробным комментарием на разных языках, сыграли важную роль в ознакомлении с Кораном новообращенных мусульман, не владеющих арабским языком. На рубеже XIX-XX вв. с помощью новых Т. некоторые мусульманские экзегеты пытались, с одной стороны, объявить те или иные научные достижения и социальные представления предсказанными Кораном, с другой — внести в широкую среду мусульман современные им научные представления, подав их в контексте традиционных исламских религиозных ценностей и представлений. Наиболее авторитетным из современных Т. является «Тафсир аль-Манар».
Гогоберидзе Г.М. Исламский толковый словарь. Ростов-на-Дону, 2009, с. 215-217.