Тарика

ТАРИКА (араб. — дорога, путь; в переносном смысле — путь к истине; тюрк. и перс. — тарикат) — термин, имеющий два значения: 1) метод познания окружающего мира, путь религиозно-нравственного самосовершенствования. Т. упоминается в Коране (46:29). Согласно многим суфийским учениям, на пути к постижению Аллаха истинный мусульманин накапливает необходимые знания и положительные качества, уровень владения которыми соответствует определенным критериям (макамат) и состояниям (ахвал). Например, на пути к истине суфий приобретает такие качества, как покаяние, терпение, искренность, страх перед Аллахом, надежда на спасение, бедность, аскетизм, отречение от собственной воли, радость, любовь к Аллаху и т.д. С XI века Т. в Иране рассматривалась как особая исламская школа самосовершенствования и познания мира с присущими только ей способами обучения, методикой психотехники, приемами физических, аскетических, духовно-религиозных упражнений и духовной практики (уединение, посты разной длительности, радения), а также со своим ритуалом приема мюридов (учеников) и их посвящения. К концу XII века окончательно сложился институт силсила — непрерывной генеалогической цепи духовной преемственности, сыгравший решающую роль в канонизации суфийских методов познания мира. Появление этого института значительно ускорило создание единой организационной системы и иерархической структуры исламских духовных образовательных учреждений, что привело к созданию устойчивых суфийских братств. 2) Суфийское братство, скрепленное общими методами обучения и единой формой организации. В течение XII-XIV вв. в суфизме сложилось 12 основных братств: бадавия, бекташия, кадирия, кубравия, мавлавия, накшбандия, рифаия, сухравардия, халватия, чиштия, шазилия, ясавия, давших начало всем многочисленным ветвям более позднего происхождения, оформившимся либо в самостоятельные братства, либо в мазхабы. В XV- XVII вв. ассимилировав народные верования, вышеуказанные братства стали выразителями религии многих этносов и племенных союзов Африки и Азии. Обители и филиалы братств находились в разных частях мусульманского мира. Благодаря Т. и в результате активной деятельности суфийских братств были обращены в ислам Северная, Восточная, Центральная, и Западная Африка, Туркестан, Кашмир, Памир, Северная и Восточная Индия, Малайзия, Индонезия и другие регионы Азии.

Гогоберидзе Г.М. Исламский толковый словарь. Ростов-на-Дону, 2009, с. 213-214.

Понятие: